Инновации в системе образования
Одна
из задач системы образования в современном обществе - обеспечить каждому
человеку свободный и открытый доступ к образованию на протяжении всей его
жизни, с учетом его интересов, способностей и потребностей. Для того чтобы идти
в ногу со временем, поддерживать интерес уч-ся к своему предмету, формировать
личные качества, знания и умения ученика необходимо внедрение в учебный процесс
современных технологий обучения. Программа информатизации и компьютеризации
учебного процесса предусматривает оснащенность учебного заведения современным
компьютерным оборудованием и программным обеспечением. Характеристики
современного аппаратного обеспечения меняются и совершенствуются практически
ежедневно, и любая российская школа вряд ли сможет обновлять свою техническую
базу в соответствии с быстро меняющимися возможностями современных компьютеров
и обеспечивать учебный процесс последними новинками компьютерной техники.
Практика показывает, что
отличным решением вышеописанных проблем является внедрение в учебный процесс
«облачных» сервисов. В образовательных учреждениях России облачные сервисы
изначально появились в основном как бесплатное обслуживание почтовых
сервисов. Другие инструменты «облачных» сервисов для образования
практически не использовались из-за недостаточности информации о них и
практических навыков их использования для учебных целей. И только сравнительно
недавно ученическое сообщество и преподаватели по достоинству начали оценивать
инновационные IT-приложения, например, Google Groups, Microsoft Office Web
Apps, Amazon EC2. Лучший способ подготовки школьников к работе с новейшими
IT-технологиями – внедрение этих
технологий в образовательный процесс. Первоначально концепция использования
вычислительных ресурсов по принципу системы коммунального хозяйства была
предложена в 1960-е годы Джоном Маккарти, выдающимся американским информатиком.
Термин «облачный» начал
использоваться в связи с традицией изображать в организационных схемах интернет
в виде облака, в котором чего только нет
За последние годы
пользователи компьютеров все меньше сохраняют на своих жестких дисках то, что
можно сохранить в сети – тексты, фото, видео. На смену девизу «найти в
Интернете и сохранить на свой компьютер» приходит другой – «создать и
поделиться в облаке сетевых сервисов». Понятие «облачный» сервис обрело свою
популярность сравнительно недавно, хотя появилось и использовалось нами
уже давно. Регистрируя адрес своей
первой электронной почты мы, сами того не подозревая, становились
пользователями облачных сервисов. Суть работы данных сервисов состоит в том,
что вся информация обрабатывается и хранится на удаленном компьютере сети
Интернет, как в случае с ящиком Вашей электронной почты. Удаляя и перемещая
письма и документы, Вы лишь даете нужные команды, серверу почты, используя свой
компьютер.
«Облачные» сервисы
обеспечивают оптимизацию таких видов деятельности, как сбор, систематизацию,
хранение, поиск, обработку и представление информации, и может применяться при
изучении всех учебных дисциплин. Для этого можно создавать тематические форумы,
где ученики могут осуществлять обмен информацией, поиск информации, решать
определенные учебные задачи даже в
отсутствии педагога, который в свою очередь должен позаботиться о наполняемости
форума полезной информацией и направить мысли учеников в нужное русло. И тогда
мы можем говорить об эффективном использовании элементов дистанционного
обучения, в рамках которого контакт между преподавателем и обучающимся сведен к
минимуму. Кроме того, использование «облачных» сервисов в образовательной сфере
вполне способно обеспечить доступность образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья, особыми образовательными нуждами и лиц, которые по
каким-то причинам не могут
присутствовать в образовательном учреждении на уроках.
В общем виде,
образовательные сервисы, существующие сегодня внутри «облака», можно
подразделить на три больших категории: хранение, обработка данных и совместная
деятельность. Здесь мы можем хранить папки, различные
документы, которые в любой момент можно использовать в своей работе, имея выход
в интернет. Так же необходимо зарегистрировать своих учеников, которые будут
иметь доступ к материалам, которые для них выставит их учитель. Они являются не
просто читателями, а так же редакторами. Из своего опыта скажу, что детям очень
нравиться так им образом получать знания, а самое главное это удобно всем.
У меня на «облочке»
имеется электронная библиотека, где уч-ся могут найти дополнительный материал
на различные темы. Очень удобно работать с тестами, их можно использовать на
уроке, а так же в качестве домашнего задания. Детям очень нравиться работать
одновременно в одной презентации. Где можно на экране увидеть результат
совместной работы. Так как я являюсь классным руководителем, то у меня имеется
материал и для родителей, которые так же имеют доступ к моим материалам. Очень
удобно проводить анкетирование среди родителей. Те родители, которые не смогли
прийти на родительское собрание, имеют доступ к беседе, которую я для них
подготовила. Здесь же они могут оставить свои высказывания, пожелания, мысли.
На сегодняшний день
актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей
человека. Огромный вклад в развитие творческих способностей вносит предмет
«технология». Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании
необходимых условий, способствующих повышению творческой активности учащихся на
основе использование метода проектов. Особенность системы выполнения проектов –
совместная творческая работа учителя и учащегося. Трудность выполнения проектов
заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на
индивидуальную работу с каждым учащимся. Для решения этой проблемы использую «облачный»
сервис. Для этого мной создана папка «Творческий проект», где мы с учениками
работаем над разработкой проектов. Они являются не просто читателями, а
редакторами, т.е. у них есть возможность редактировать и работать в этих
документах вместе со мной.
Внедрение «облачных»
сервисов на своих уроках уже дало положительные результаты. У уч-ся
наблюдается рост повышения мотивации к
учению моего предмета. Заинтересованность участников образовательного процесса
в некоторых информационных услугах
достаточно высока, а значит, целесообразно вести работу по внедрению
облачных технологий в процесс образования.
Они являются мощным
средством повышения эффективности обучения путем решения ряда задач:
1)
увеличения
учебного времени без внесения изменений в учебный план;
2)
качественного
изменения контроля за деятельностью учащихся;
3)
интенсивного
вовлечения родителей в учебно - воспитательный процесс;
4) повышения информационно-коммуникационной
культуры всех участников образовательного
процесса;
5)
повышения
мотивации учащихся к обучению;
6)
обеспечения
гибкости управления учебным процессом.
На
сегодняшний день мы не можем представить себе обучение без интернета. Таким
образом, можно утверждать, что «облачные» сервисы – это не только будущее, во
многом это уже и настоящее.
Храмушина С.С., учитель технологии МОБУ «Кемлянская СОШ» Ичалковского района. Домашний адрес:
Ичалковский р., с. Кемля , ул.
Мартынова 9, Телефон: 883433(22454)
E-mail.: Hramushina10@yandex.ru