Инновации в системе образования 

 

      Одна из задач системы образования в современном обществе - обеспечить каждому человеку свободный и открытый доступ к образованию на протяжении всей его жизни, с учетом его интересов, способностей и потребностей. Для того чтобы идти в ногу со временем, поддерживать интерес уч-ся к своему предмету, формировать личные качества, знания и умения ученика необходимо внедрение в учебный процесс современных технологий обучения. Программа информатизации и компьютеризации учебного процесса предусматривает оснащенность учебного заведения современным компьютерным оборудованием и программным обеспечением. Характеристики современного аппаратного обеспечения меняются и совершенствуются практически ежедневно, и любая российская школа вряд ли сможет обновлять свою техническую базу в соответствии с быстро меняющимися возможностями современных компьютеров и обеспечивать учебный процесс последними новинками компьютерной техники.

Практика показывает, что отличным решением вышеописанных проблем является внедрение в учебный процесс «облачных» сервисов. В образовательных учреждениях России облачные сервисы изначально появились в основном как бесплатное обслуживание  почтовых  сервисов. Другие инструменты «облачных» сервисов для образования практически не использовались из-за недостаточности информации о них и практических навыков их использования для учебных целей. И только сравнительно недавно ученическое сообщество и преподаватели по достоинству начали оценивать инновационные IT-приложения, например, Google Groups, Microsoft Office Web Apps, Amazon EC2. Лучший способ подготовки школьников к работе с новейшими IT-технологиями  – внедрение этих технологий в образовательный процесс. Первоначально концепция использования вычислительных ресурсов по принципу системы коммунального хозяйства была предложена в 1960-е годы Джоном Маккарти, выдающимся американским информатиком.

Термин «облачный» начал использоваться в связи с традицией изображать в организационных схемах интернет в виде облака, в котором чего только нет

За последние годы пользователи компьютеров все меньше сохраняют на своих жестких дисках то, что можно сохранить в сети – тексты, фото, видео. На смену девизу «найти в Интернете и сохранить на свой компьютер» приходит другой – «создать и поделиться в облаке сетевых сервисов». Понятие «облачный» сервис обрело свою популярность сравнительно недавно, хотя появилось и использовалось нами уже  давно. Регистрируя адрес своей первой электронной почты мы, сами того не подозревая, становились пользователями облачных сервисов. Суть работы данных сервисов состоит в том, что вся информация обрабатывается и хранится на удаленном компьютере сети Интернет, как в случае с ящиком Вашей электронной почты. Удаляя и перемещая письма и документы, Вы лишь даете нужные команды, серверу почты, используя свой компьютер.

«Облачные» сервисы обеспечивают оптимизацию таких видов деятельности, как сбор, систематизацию, хранение, поиск, обработку и представление информации, и может применяться при изучении всех учебных дисциплин. Для этого можно создавать тематические форумы, где ученики могут осуществлять обмен информацией, поиск информации, решать определенные  учебные задачи даже в отсутствии педагога, который в свою очередь должен позаботиться о наполняемости форума полезной информацией и направить мысли учеников в нужное русло. И тогда мы можем говорить об эффективном использовании элементов дистанционного обучения, в рамках которого контакт между преподавателем и обучающимся сведен к минимуму. Кроме того, использование «облачных» сервисов в образовательной сфере вполне способно обеспечить доступность образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными нуждами и лиц, которые по каким-то причинам не могут  присутствовать в образовательном учреждении на уроках. 

В общем виде, образовательные сервисы, существующие сегодня внутри «облака», можно подразделить на три больших категории: хранение, обработка данных и совместная деятельность.   Здесь мы можем хранить папки, различные документы, которые в любой момент можно использовать в своей работе, имея выход в интернет. Так же необходимо зарегистрировать своих учеников, которые будут иметь доступ к материалам, которые для них выставит их учитель. Они являются не просто читателями, а так же редакторами. Из своего опыта скажу, что детям очень нравиться так им образом получать знания, а самое главное это удобно всем.

У меня на «облочке» имеется электронная библиотека, где уч-ся могут найти дополнительный материал на различные темы. Очень удобно работать с тестами, их можно использовать на уроке, а так же в качестве домашнего задания. Детям очень нравиться работать одновременно в одной презентации. Где можно на экране увидеть результат совместной работы. Так как я являюсь классным руководителем, то у меня имеется материал и для родителей, которые так же имеют доступ к моим материалам. Очень удобно проводить анкетирование среди родителей. Те родители, которые не смогли прийти на родительское собрание, имеют доступ к беседе, которую я для них подготовила. Здесь же они могут оставить свои высказывания, пожелания, мысли.

На сегодняшний день актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека. Огромный вклад в развитие творческих способностей вносит предмет «технология». Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, способствующих повышению творческой активности учащихся на основе использование метода проектов. Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Для решения этой проблемы использую «облачный» сервис. Для этого мной создана папка «Творческий проект», где мы с учениками работаем над разработкой проектов. Они являются не просто читателями, а редакторами, т.е. у них есть возможность редактировать и работать в этих документах вместе со мной.

Внедрение «облачных» сервисов на своих уроках  уже  дало положительные результаты. У уч-ся наблюдается рост  повышения мотивации к учению моего предмета. Заинтересованность участников образовательного процесса в некоторых информационных услугах  достаточно высока, а значит, целесообразно вести работу по внедрению облачных технологий в процесс образования.

Они являются мощным средством повышения эффективности обучения путем решения ряда задач:

1)                     увеличения учебного времени без внесения изменений в учебный план;

2)                     качественного изменения контроля за деятельностью учащихся;

3)                     интенсивного вовлечения родителей в учебно - воспитательный процесс;

4)  повышения информационно-коммуникационной культуры всех участников  образовательного процесса;

5)                     повышения мотивации учащихся к обучению;

6)                     обеспечения гибкости управления учебным процессом.

На сегодняшний день мы не можем представить себе обучение без интернета. Таким образом, можно утверждать, что «облачные» сервисы – это не только будущее, во многом это уже и настоящее.

 

Храмушина С.С., учитель технологии МОБУ «Кемлянская  СОШ» Ичалковского района. Домашний адрес: Ичалковский р., с. Кемля ,    ул. Мартынова 9, Телефон: 883433(22454)

E-mail.: Hramushina10@yandex.ru