Тема: «Реклама - двигатель торговли».

Время: 2 часа

Предмет: Технология

Класс: 10

Оборудование: Для учителя - учебник «Технология 10 класс»,  презентация, проектор, экран,  образцы торгового знака, девиза, визитной карточки, фирменного бланка известных предприятий; календаря, сумки-пакета и т.д. с логотипом предприятия; рекламные буклеты, пакеты, плакаты, газеты, журналы; примеры теле- и радиорекламы.

Для ученика - рабочая тетрадь.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

Образовательная – познакомить учащихся с понятием «реклама», как основном способе стимулирования сбыта товаров, о правовом регулировании рекламы.

Рассмотреть виды рекламы и требования, предъявляемые к ней.

Развивающая – уметь анализировать рекламу, выделять ее положительные и отрицательные стороны. Уметь применять полученные знания в процессе создания собственной рекламы.

Воспитательная: формирование экономической культуры учащихся.

Словарь темы: реклама, рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, презентация.

Методы обучения и приемы педагогической техники: беседа с использованием проблемных

и     репродуктивных вопросов, практическая работа, метод коллективного взаимодействия.

 

Межпредметные связи: история, экономика, право.

 

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Переход к изучению новой темы.
  4. Изучение новой темы.
  5. Практическая работа. (Теоретическая часть)
  6. Итог урока.

 

       Эпиграф к уроку: Вы можете сказать об идеалах нации, судя по их рекламе. У. Дуглас

Ход урока:

1. Организационный момент.

  • Приветствие.
  • Проверка явки учащихся.
  • Заполнение классного журнала.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Настрой учащихся на работу.

 

2. Актуализация опорных знаний

Инсценировка стихотворения "Как старик корову продавал”

(Задействованы: учитель и 3 уч-ся)

У: — На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
 Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
1: — Хозяин, продашь нам корову свою?
2: Продам. Я с утра с ней на рынке стою
1: — Не много ли просишь, старик, за неё?

2: — Да где наживаться! Вернуть бы своё!
1: — Уж больно твоя коровёнка худа!
2:  Болеет, проклятая. Прямо беда!
1: — А много ль корова даёт молока?
2:  Да мы молока не видали пока...

У: — Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренёк пожалел старика:
3: — Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.

У: — Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
4: — Корову продашь?
3: Покупай, коль богат.
    Корова, гляди, не корова, а клад!
4: — Да так ли! Уж выглядит больно худой.
3: Не очень жирна, но хороший удой.
4:  А много ль корова даёт молока?

3: Не выдоишь за день — устанет рука.

У: — Старик посмотрел на корову свою….
2: Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
   Корову свою не продам никому —
    Такая скотина нужна самому!


3. Переход к изучению новой темы (приложение №1 Презентация) (слайд №1)

Вопрос:

  • Ребята, о чём же мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
  • А что такое реклама?

(Дети высказывают своё мнение)

       Сегодня мы будем говорить о рекламе. Я  надеюсь на ваше сотрудничество на уроке. За ответы вы будите получать баллы, а самые активные в конце урока получат сертификаты «Специалиста по рекламе»

(Ученики записывают в тетради тему урока «Реклама – двигатель торговли»)

     Reclamo - от лат.  КРИЧАТЬ(слайд №2)

       С тех пор, как люди впервые стали торговать между собой, на свете появилась реклама. Ведь без рекламы никакая торговля невозможна. А это значит, что история рекламы насчитывает как минимум несколько тысячелетий.

      Определение рекламы: Целенаправленное воздействие на потребителя с целью создания популярности товара и ускорения его продвижения на рынке. Реклама - это составная часть более широкой сферы деятельности, которая называется «маркетинг» или «продвижение товаров и услуг» (Работа в тетрадях: учащиеся записывают определение)

 

      Реклама в Древней Руси(слайд №3)

      Долгое время среди историков бытовало мнение, что народ в Древней Руси был в массе своей неграмотен. Находки берестяных грамот в Великом Новгороде и других городах, включая Москву, сильно поколебали это мнение. Оказалось, что, по крайней мере, среди городских жителей процент грамотных людей был весьма велик.

      Вопрос:  Как вы думаете, какая реклама была первая?

Первая реклама была голосовая. Однако главное достоинство голосовой рекламы состоит не в том, что ее может понять даже неграмотный, а в том, что голосовая реклама в принципе более доходчива. И в Древней Руси, как и в большинстве средневековых государств, важное значение имела устная реклама.

        Глашатаи на Руси играли ключевую роль в оповещении народа о любых событиях, и в первую очередь – о решениях власти и церкви. В Москве глашатаи использовали для этой цели крыльцо кремлевских палат, выходящее на Ивановскую площадь.

      Выкрикивать сообщения приходилось очень громко и зычно, дабы перекрыть шум толпы, роящейся под стенами Кремля. Именно с тех пор и появилась в русском языке поговорка «Кричать на всю Ивановскую».

       Но не только глашатаи выступали проводниками важной рекламной информации. Они, если так можно выразиться, занимали нишу политической и общественной (социальной) рекламы. А коммерческой рекламой занимались, прежде всего, рыночные торговцы и ярмарочные зазывалы.

 

      В соответствии с Международным кодексом рекламной деятельности, разработанным еще в 1937 г., реклама рассматривается как средство обмена информацией между потребителем и продавцом. В 1995 г. Международный кодекс подписала наша страна.

 

Вопрос:

Что является целью рекламы? (Ответы уч-ся) (слайд №4)

Целью рекламы может быть:

  • увеличение объема продаж;
  • привлечение внимания торговых посредников;
  • ознакомление потребителей с новой продукцией;
  • формирование определенных предпочтений у потребителя;
  • оказание влияния на решение покупателя совершить покупку в настоящий момент
  • создание благоприятного образа (имиджа) предприятия и т. п.

 

Потребность  людей и рекламы,  взаимообусловлены?

     Действительно, рекламировать надо товары, произведенные на основе человеческих потребностей, а новые потребности могут формироваться под воздействием рекламы.

 

4. Изучение новой темы.

"Не похвалишь – не продашь” – гласит пословица.

      Реклама появилась и развивалась одновременно с торговлей. Еще в древности купцы и торговцы понимали важность рекламы в успехе своего дела. С течением времени, совершенствуя способы и средства, реклама превратилась в самостоятельную прибыльную сферу бизнеса.

      Сегодня для успешного бизнеса мало создать хороший товар, назначить привлекательную цену и обеспечить его доступность для потенциальных потребителей. Покупатель может просто-напросто не узнать о товаре, пусть даже он был бы и готов его приобрести.

 

   В современном бизнесе в рекламировании товара участвуют обычно несколько лиц (слайд №5):

1) рекламодатель – юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации, как правило, реализующее рекламируемые товары, работы, услуги и потому заказывающее рекламу у рекламопроизводителя, приводящего рекламную информацию к готовой для распространения форме.

2) рекламопроизводитель (как правило, это рекламное агентство) придумывает сюжет рекламы, удачное и емкое обращение к покупателю, а затем непосредственно осуществляет рекламный замысел (снимает видеоролик, печатает рекламный плакат, создает оригинал-макет рекламы для публикации в газете или журнале и т. п.).

3) рекламораспространитель, который размещает рекламную информацию путем предоставления или использования имущества, в том числе,  технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами (теле- или радиокомпании, издательства, собственники рекламных щитов и т. п.)

 

Вопрос:

Какие существуют виды рекламы? (Ответы уч-ся)

В зависимости от цели рекламы выделяются следующие ее виды:

Информативная реклама - применяется для информирования потребителей о появлении на рынке новых товаров, услуг, идей. Преследуемая цель - выведение товара на рынок и поиск потенциальных потребителей.

Увещевательная - формирование избирательного спроса. Применяется в случае, когда в условиях конкурентной борьбы предлагается товар, имеющий какие-либо преимущества перед другими товарами.

Сравнительная - проводятся основные характеристики рекламируемого товара в сопоставлении с аналогичными характеристиками товаров-конкурентов.

Напоминающая - рекламируется товар, который уже завоевал рынки сбыта, однако нуждается в напоминании покупателю о себе. (Работа в тетрадях: учащиеся записывают виды рекламы)

 

Задание уч-ся «Найди соответствие» (Слайд №6)

 

Вопрос:

С помощью, каких средств может,  распространена реклама? (слайд №7) (Ответы уч-ся)

 

 СМИ (газеты, журналы, телевидение, радио, Интернет), наружная реклама (реклама на улицах), индивидуальные письма, реклама на движущихся носителях, реклама на месте продажи, листовки, каталоги, плакаты, сувенирная реклама.

(Работа в тетрадях: учащиеся записывают виды рекламы)

 

Виды рекламы:

Наружная реклама

Интернет реклама

Реклама на телевидении.

Реклама на радио. Радиореклама.

Печатная реклама.

Реклама на транспорте.

Интерактивная реклама

Некоторые интересные виды рекламы

 

        Самыми эффективными способами рекламы являются средства массовой информации – газеты, телевидение и радио. С их помощью реклама становится доступной для огромного количества потребителей, быстро запоминается, становится легко узнаваемой

 

Упражнение "Узнай рекламу”:

 

     Учитель начинает говорить запоминающиеся фразы теле- или радиорекламы, дети продолжают, или учитель говорит конец фразы, а дети должны сказать начало. Можно предложить узнать рекламу по высказанной фразе.

 

Например:

........ вкус - на зависть, качество - на совесть (Майонез Махеев);........8-800-2000-600 (AVON); Танки грязи ........ (не боятся) (реклама КамАЗа);Эльдорадо - учитесь....... (как надо!)(реклама магазина "Эльдорадо”);А ты налей и ........(отойди) (реклама сока "Моя семья”);Не дадут поесть по-человечески! (реклама сыра "Hohland”);Страна чудес молочных.. (реклама йогурта "Чудо”).

 

 Информация может распространяться по различным каналам. Рассмотрим некоторые из них (слайд №8-11):

Наружные экспозиции (наруж ная реклама): щиты с информацией (big board);крупногабаритные плакаты (склеенные из листов малого размера или рисованные художником на большом планшете); мультивизионные плакаты (три или четыре изображения на гранях трех- или четырехгранных призм, синхронно вращаемых электродвигателем); столбы, тумбы, киоски, павильоны, транспаранты; роллеры (трехпозиционные рекламные стенды - подвесные, на стойках, наземные); надписи в небе (воздушные шары, дережабли); электрофицированное (или газосветное) панно с неподвижными или бегущими надписями ("бегущая волна"); неоновые установки; вывески магазинов; надписи на световых экранах; свободно стоящие витрины с товарами...

 

Реклама на транспорте( слайд №12-13): надписи на наружных поверхностях транспортных средств (крыши, борта, двери, будки, стекла...); печатные объявления, размещаемые в салонах транспортных средств; витрины с товарами на вокзалах, в аэропортах и в иных помещениях (на терминалах, станциях).

 

Реклама на месте продажи: витрины магазинов (наружные и внутренние); вывески, знаки, планшеты в торговом зале; упаковка (коробки, футляры, бумага, скотч и т.п. с нанесенными названиями и товарными знаками рекламодателя); витринная наклейка; напольные наклейки; манекены и бутафория; горки и стелажи; роспись стен; фирменные ценники; устная реклама; оригинальные конструкции - Мобили – большие картонные конструкции, подвешиваемые к потолку над тем местом, где продается товар, для того чтобы покупатель, желающий приобрести бутылку минеральной воды, не блуждал среди полок с алкогольными напитками. Джумби – объемные коробки (бутылки, банки), имитирующие продукт в увеличенном масштабе. Они используются, как правило, в больших магазинах. Их подвешивают под потолок, либо размещают на витринах или ставят на полки.

 

Реклама посредством сувениров: записные книжки с указанием рекламы; календари с фирменным текстом; авторучки с надписями; фирменные значки, флажки, карманные календари; папки с нанесенной рекламой; линейки, закладки для книг, термометры; зажигалки, брелоки для ключей.

 

Экранная реклама: кино; слайд-проекция; полиэкран.

 

Печатная реклама (слайд №14): проспекты, каталоги, плакаты, листовки; открытки, календари, планшеты, афиши; брошюры, визитные карточки.

 

Прямая реклама: по почте; лично вручаемые рекламные материалы, информационные письма; реклама по телефону; реклама по принципу "в каждую дверь"; раздаваемые бесплатно рекламные газеты, листовки, сувениры...

 

Применяются также другие мероприятия, стимулирующие сбыт:  проведение выставок, ярмарок; оформление витрин, демонстрация товаров; проведение конференций; проведение встреч с покупателями; предоставление различных услуг, скидок; выдача премий, подарков, сувениров покупателям; проведение дегустаций; бесплатная выдача товаров; проведение соревнований, лотерей, конкурсов, игр; сенсационные зрелища; реклама на спортивных соревнованиях, концертах; оформление скамеек на остановках; пресс-конференции; приглашение в магазин известных артистов, актеров, спортсменов.

 

 Презентации (слайд №15)

      Принято считать, что презентация – это представление товара (продукции, услуг) в определенной форме. Но это, же относится и к рекламе. Ведь что такое реклама, как не представление чего-либо? Чем же отличается реклама от презентации?

     Реклама – это безоговорочное утверждение качественности предлагаемого товара (продукции, услуги). Реклама – это аксиома. Презентация же – теорема, а любая теорема требует доказательств. Если вы говорите: «Желтые бананы – лучшие в мире!» - это реклама. Если же вы сообщаете, что желтые бананы – лучшие в мире потому, что… - и приводите обоснование, почему именно такие бананы являются самым высококачественным продуктом, – это уже презентация. Следовательно, Презентация = Реклама + Обоснование данной рекламы

     Презентация призвана ответить на все «почему?». Почему самые лучшие бананы – желтые, почему стиральный порошок предпочтительнее хозяйственного мыла, почему «Орбит» - самая сладкая жевательная резинка без сахара?  (Приложение №2)

 

       В связи с тем, что реклама, распространяемая в СМИ, доступна не только взрослым, но и детям, отличающимся легковерностью и отсутствием опыта, законодательство предусматривает ряд норм, защищающих несовершеннолетних, а также психологический климат в семье.

 

 (Работа в тетрадях: учащиеся записывают конспект о правовом регулировании рекламы).

 

Так, не допускаются:

-дискредитация авторитета родителей и воспитателей;

-внушение непосредственно несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары;

-привлечение внимания несовершеннолетних к тому, что обладание теми или иными товарами дает им какое-либо преимущество над другими несовершеннолетними;

-размещение в рекламе информации, показывающей несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях;

-создание у несовершеннолетних искаженного представления о стоимости товара для несовершеннолетних, в частности путем применения слов "только”, "всего” и тому подобных, а также путем прямого или косвенного            указания на то, что рекламируемый товар доступен для любого семейного бюджета.

         Заведомо ложная реклама, совершенная с целью получить прибыль и причинившая существенный ущерб государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, влечет уголовную ответственность (ст. 182 УК РФ) и наказывается штрафом (в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда) либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

 

5. Практическая работа (Теоретическая часть)

      Ну а теперь немного практики. Вы познакомились с видами рекламы, ваша задача охарактеризовать рекламу по следующему плану  (слайд №16)

1. Объект рекламы.

2. Цель рекламы

3. Кому адресована реклама.

 

     Давайте вместе проанализируем рекламу шоколада «Россия - щедрая душа» (слайд №17).

     С шоколадом связано множество эмоций и воспоминаний. Мы покупаем этот чудесный продукт, потому что он доставляет нам радость, поднимает настроение. Кроме того, он полезен, повышает работоспособность и способствует улучшению концентрации внимания.

      Шоколад любят и дети, и взрослые. Кофе и шоколад — прекрасный повод провести вечер в компании с близкими.

     Так, компания NESTLE, имеющая более чем вековую историю, стала владельцем контрольного пакета акций шоколадной фабрики в России. Вот уже на протяжении нескольких лет она выпускает продукцию под брендом «Россия — щедрая душа» и активно продвигает свою продукцию.

    C середины октября этого года на каналах ТВ появился новый рекламный ролик шоколада «Россия — щедрая душа». Создание видеоролика — работа креативного агентства JWT Russia, размещением ролика в эфире национальных телеканалов занималось агентство Zenith Optimedia.

     Рекламный сюжет хорошо знаком многим: обычная семья, привычная ситуация. Учёба, заботы, работа, общение в чате, домашние дела. Отвлечься от этого можно вместе с шоколадом «Россия — щедрая душа».

     Идея ролика заключается в том, что мы можем уделять больше внимания близким нам людям, заботиться о них, радовать и доставлять удовольствие. С шоколадом «Россия — щедрая душа» — это так просто.

     Шоколад «Россия — щедрая душа» пользуется широкой популярностью. Многие отдают предпочтение именно ему. Ведь он отражает национальные традиции, объединяет семью.

      

     Задание.

        Представьте себя рекламопроизводителем, придумайте рекламу какого – либо товара или услуг.    (Класс делится на творческие группы). Приложение № 3   Просмотр работ уч-ся прошлых лет (слайд № 18-20 )

 

6. Итог урока. Хочу вам дать небольшие советы, которые пригодятся в жизни. Приложение №4  , (слайд №21-23)

     Давайте подведем итог нашего занятия  и вручим сертификаты. С одной стороны, реклама – это важный инструмент бизнеса, который недаром называют «двигателем торговли». С другой стороны, реклама – это искусство, и успех в данной сфере деятельности во многом зависит от таланта художников, дизайнеров, авторов текста и других креативных сотрудников.

    Но это еще не все. Ведь современная реклама – целая наука, в которой ключевая роль отводится человеческой психологии. Не зная, что движет людьми при выборе товаров и услуг, невозможно проводить эффективные рекламные компании. И разбираться в принципах грамотного продвижения товаров, услуг и брендов должны не только создатели рекламных материалов, но и их заказчики.

      Я надеюсь, что знания, полученные вами сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни. А может быть кто-то из вас в будущем станет рекламным агентом. И вспомнит сегодняшний урок уже с позиций профессионала.

 

Домашнее задание: Выполнение практической части задания.

 

 

 

 

 

 

Используемые источники информации:

 

 

 

  • Учебник «Технология 10 класс» под редакцией В. Д. Симоненко
  • http://www.ra-vek.ru
  • http://ovtsigt.ru
  • http://www.consultant.ru