Выступление

на педагогическом совете школы

на тему

 

«Из личного опыта работы с одаренными детьми»

 

 

 

 

 

Учитель трудового обучения: Храмушина С.Е.

 

 

 

 

 

…если мы знаем, как из слабости возникает сила,

из недостатков – способности, то мы держим в

своих руках ключ к проблеме детской одаренности.

Л.С. Выготский

 

 

       Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст — период становления способностей и личности.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

    Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

       Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности.

    Одаренными называют детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др.

Четких критериев одаренности пока не выработано, хотя большинство специалистов сходятся во мнении, что для одаренных детей характерно опережающее развитие, т. е. опережение своих сверстников по ряду психических параметров. В познавательной сфере это проявляется в чрезвычайной любознательности, способности следить за несколькими процессами одновременно, активно исследовать окружающее, воспринимать связи между явлениями и делать соответствующие выводы, создавая в воображении альтернативные системы, и т. д. Превышение средневозрастных норм на стадии "приема" информации сочетается с отличной памятью и ранним языковым развитием, способствующими накапливанию и интенсивному использованию большого количества информации. Кроме того, одаренных детей нередко отличают сосредоточенность и большое упорство в решении поставленных задач, изобретательность и богатая фантазия. Как правило, они обладают развитым чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

В какой степени творческие импульсы превратятся в творческую индивидуальность, во многом зависит от влияния окружающих одаренных детей взрослых. Иногда одаренные дети не показывают высоких достижений из-за отсутствия интенсивной и постоянной педагогической поддержки.

Мне кажется, что успех ребенка в жизни в большей степени завит от таких качеств его личности, которые помогают проявиться природным способностям (пусть даже не выдающимся).

     Каждый из нас обладает свободой выбора, возможностью самостоятельно решать, каким будет его внутренний мир. Каждый волен, создавать то, что посчитает нужным. Чем больше будет красоты в душе каждого, чем гармоничнее будет его личность, тем прекраснее мы сделаем окружающий мир.

     Выявление, обучение и поддержка одаренных детей в настоящее время во многих странах осуществляются за счет специально разработанных государственных программ. Московский международный форум «Одаренные дети» является одной ступенью этих программ.

    Наши дети, участвуя в Московском Международном Форуме «Одаренные дети», создают прекрасный окружающий мир, а мы, взрослые, надеемся на их светлое будущее, помогая стать им светлыми и гармоничными.

     Форум "Одаренные дети" организуется вовсе не для избранных и сверхталантливых. Скорее, это конкурс для всех, кто любознателен и инициативен (от первоклашек до выпускников), и их неравнодушных наставников. С каждым годом границы форума расширяются, а его значимость растет. Все больше школьников стремятся принять участие в форуме. У них появляется шанс испытать себя в состязании с лучшими из лучших. Побывав на форуме, дети начинают смотреть на мир, на образование совсем другими глазами. Им уже не надо объяснять, для чего стоит учиться.

  Вот уже два года я стараюсь привлечь детей к участию в данном конкурсе. Своей главной задачей считаю, заставить ребенка поверить в свои силы. И пусть у нас нет призовых мест, гораздо важнее сам процесс участия. Начиная с создания творческой работы и заканчивая написанием сочинения по заданной теме.

       В звездном небе есть частичка души каждого человека, поэтому невозможно оторвать взгляд от мерцающих искорок, таких изменчивых и в то же время вечных. Но это если поднять глаза к небу. А если всю жизнь разглядывать асфальт под ногами, как же поймешь, что ты - часть вселенной, что все связано и не бывает ничего случайного? Если жизненный путь человека представить в виде бесконечной лестницы, ведущей вверх, то получится, что идущий по ней c каждой ступенькой делается чуть-чуть лучше, чем был. Человеческая душа остается живой до тех пор, пока есть необходимость чего-то добиваться, стремиться вперед. Возможно, одним из самых ценных человеческих качеств является способность творить.