Тема: "Назначение и виды одежды.  Снятие мерок для пошива фартука.”

 

Задачи:

Образовательные – ознакомить учащихся с видами одежды, сформировать понятие о процессе изготовления одежды;

Развивающие – сформировать навыки по измерению фигуры человека, развивать эстетический вкус;

Воспитательные – воспитывать аккуратность и внимательность в работе.

Необходимое оборудование и материалы: презентация, компьютер, проектор, манекен, сантиметровая лента, изделие – фартук.

 

План: 

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний (повторение) 

3. Изучение новой темы.   

4. Практическая работа.     

5. Проверка знаний (усвоение).    

6. Итог.         

7. Домашние задание.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку

 

II. Проверка знаний (повторение)

Работа по карточкам (приложение №1)

 

III. Изучение новой темы (приложение №2. презентация)

      По назначению одежду подразделяют на бытовую, производственную, спортивную и форменную. 

 К бытовой относиться повседневная, домашняя, нарядная.

 К производственной – спецодежда для выполнения различных работ.

К форменной – одежда военных, милиционеров, железнодорожников и т.д.

К спортивной – одежда предназначенная для занятия спортом.

Для выполнения кулинарных работ на предприятиях и в домашних условиях используется специальная одежда, состоящая из фартука и головного убора (косынки или шапочки).

 

         История фартука

 

       Первое упоминание  о фартуке датировано 2  тыс. до н.э. . Первоначально фартук имел форму квадрата и завязывался  на талии сзади узлом.     Выполнен был фартук из шкуры животных.  Одевался во время ритуала жертвоприношения.                                             

       Фартук (или передник) широко распространенная и почти не меняющаяся часть одежды с древних времен до наших дней. История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе,  пользовались примитивной драпировкой.

       С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом. Держался передник с помощью пояса.

              Передник являлся также частью одежды других древневосточных народов. Так, например, он был широко распространен в Западной Азии.

       С Востока передник «перекочевал» в Европу. На Крите и в Микенах в эпоху бронзы (XIX-XVIII вв. до н.э.) мужчины носили широкий кожаный пояс, которым вокруг бедер крепился передник. Ткань передника была украшена вытканным цветным узором.

         Начиная с эпохи средневековья передник, практически становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Передник носили кузнецы, сапожники, повара… Цеховые мастера считали передник неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.

       Передник периодически входит в моду среди высших слоев населения. Француженки во времена правления Людовика XIV (1660-1710) дома и на прогулке повязывали маленький передник с богатой отделкой по краю. Иногда, правда, желая отдать дань моде, женщины совершенно не задумывались над тем, насколько комично это выглядит. По примеру городской знати стали расшивать и всячески украшать свои передники крестьянские девушки. Хитрая на выдумку европейская мода изобрела несколько видов передников для разных случаев жизни. Так, например, уважающая себя европейская женщина, когда выходила к столу, обязана была прикрывать платье большой салфеткой. Так появился специальный передник – таблье (от французского слова «стол»). Другой тип передника с похожим названием – таблион, но совершенно иной по назначению. Это передник для особо торжественных случаев, пришиваемый к плащу спереди и сзади.

     Особую роль в мордовском национальном костюме играют различные дополнения, такие как фартуки и передники различной конфигурации. По наличию этой детали костюма можно было определить принадлежность к той или другой этнической группе. Далее предлагаем Вам рассмотреть наиболее распространённые  виды фартуков эрзянской и мокшанской одежды.

       Традиционный русский передник изготовляли из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками. На Севере передник был вышитым и мог иметь рукава.

       Во время Первой мировой войны передник оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т.п. В это время «одежда горничных» фартук превращается в рабочую женскую одежду. Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, а так же является производственной одеждой.

        Однако в наши дни фартук начинает постепенно утрачивать эту функцию. Для защиты от вредных производственных факторов разрабатывается новая специальная одежда – это халаты и комбинезоны. Исчезает фартук и из гардероба домохозяек.

            В процессе изготовления одежды участвуют следующие специалисты:

художник-модельер, который придумывает новые модели одежды и воплощает их в рисунках и готовых изделиях;

художник-конструктор воплощает идей художника-модельера в чертежи и выкройки;

технолог швейного производства, определяющий способы изготовления швейных изделий с учетом сложности фасона, свойств ткани и современной технологии пошива одежды;

швея (или оператор швейного оборудования) непосредственно выполняет швейные операции.

 

Требования к одежде

 

• Ткань и отделка должна быть прочными.

• Одежда должна хорошо стираться и гладится.

• Быстро впитывать влагу и быстро сохнуть.

• Легко надеваться и сниматься.

• Обеспечивать свободу движения, дыхания, кровообращения.

 

Проблемная ситуация:

      Двум ученицам предлагается выйти к доске и примерить фартук и головной убор. Учащиеся замечают, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а другой мал.

       "Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру”. Для этого строят чертеж изделия. Конструирование одежды - это процесс разработки основы чертежа изделия в натуральную величину.

 

      Для построения чертежа изделия снимают мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре.

Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем её измерения.

Снятие мерок заключается в измерении условных основных линий на фигуре человека. К основным линиям фигуры относятся: линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен.

Сантиметровая лента

         Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810г. французский портной. Изготавливается лента из полотна или клеёнки. Длина её 150 см, ширина 2 см. на концах ленты – металлические заклёпки, предохраняющие её от износа.   Мерки снимают сантиметровой лентой по определенным правилам.  

 

Правила снятия мерок

 1. Мерки снимают по правой стороне фигуры.

2. Сначала снимают мерки обхватов, затем мерки длин.

3. Стоять надо прямо без напряжения.

4. Одежда на теле человека, с которого снимают мерки,  должна быть легкой.

5. Талию предварительно опоясать шнурком.

6. При измерении сантиметровую ленту не натягивать и не ослаблять.

7. Мерки длины записывают полностью, мерки ширины и обхватов в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.

 

Название мерок, их условное обозначение, направление при снятии,

назначение каждой мерки и правила снятия даны в таблице. Мерки обхватов записывают в половинном размере и называют «полуобхват». Условно обозначают буквой «С» (половина от буквы «О»).Мерки длин записывают полностью и обозначают буквой «Д».

      С Востока передник «перекочевал» в Европу. На Крите и в Микенах в эпоху бронзы (XIX-XVIII вв. до н.э.) мужчины носили широкий кожаный пояс, которым вокруг бедер крепился передник. Ткань передника была украшена вытканным цветным узором.

         Начиная с эпохи средневековья передник, практически становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Передник носили кузнецы, сапожники, повара… Цеховые мастера считали передник неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.

       Передник периодически входит в моду среди высших слоев населения. Француженки во времена правления Людовика XIV (1660-1710) дома и на прогулке повязывали маленький передник с богатой отделкой по краю. Иногда, правда, желая отдать дань моде, женщины совершенно не задумывались над тем, насколько комично это выглядит. По примеру городской знати стали расшивать и всячески украшать свои передники крестьянские девушки. Хитрая на выдумку европейская мода изобрела несколько видов передников для разных случаев жизни. Так, например, уважающая себя европейская женщина, когда выходила к столу, обязана была прикрывать платье большой салфеткой. Так появился специальный передник – таблье (от французского слова «стол»). Другой тип передника с похожим названием – таблион, но совершенно иной по назначению. Это передник для особо торжественных случаев, пришиваемый к плащу спереди и сзади.

     Особую роль в мордовском национальном костюме играют различные дополнения, такие как фартуки и передники различной конфигурации. По наличию этой детали костюма можно было определить принадлежность к той или другой этнической группе. Далее предлагаем Вам рассмотреть наиболее распространённые  виды фартуков эрзянской и мокшанской одежды.

       Традиционный русский передник изготовляли из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками. На Севере передник был вышитым и мог иметь рукава.

       Во время Первой мировой войны передник оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т.п. В это время «одежда горничных» фартук превращается в рабочую женскую одежду. Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, а так же является производственной одеждой.

        Однако в наши дни фартук начинает постепенно утрачивать эту функцию. Для защиты от вредных производственных факторов разрабатывается новая специальная одежда – это халаты и комбинезоны. Исчезает фартук и из гардероба домохозяек.

            В процессе изготовления одежды участвуют следующие специалисты:

художник-модельер, который придумывает новые модели одежды и воплощает их в рисунках и готовых изделиях;

художник-конструктор воплощает идей художника-модельера в чертежи и выкройки;

технолог швейного производства, определяющий способы изготовления швейных изделий с учетом сложности фасона, свойств ткани и современной технологии пошива одежды;

швея (или оператор швейного оборудования) непосредственно выполняет швейные операции.

 

Требования к одежде

 

• Ткань и отделка должна быть прочными.

• Одежда должна хорошо стираться и гладится.

• Быстро впитывать влагу и быстро сохнуть.

• Легко надеваться и сниматься.

• Обеспечивать свободу движения, дыхания, кровообращения.

 

Проблемная ситуация:

      Двум ученицам предлагается выйти к доске и примерить фартук и головной убор. Учащиеся замечают, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а другой мал.

       "Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру”. Для этого строят чертеж изделия. Конструирование одежды - это процесс разработки основы чертежа изделия в натуральную величину.

 

      Для построения чертежа изделия снимают мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре.

Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем её измерения.

Снятие мерок заключается в измерении условных основных линий на фигуре человека. К основным линиям фигуры относятся: линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен.

Сантиметровая лента

         Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810г. французский портной. Изготавливается лента из полотна или клеёнки. Длина её 150 см, ширина 2 см. на концах ленты – металлические заклёпки, предохраняющие её от износа.   Мерки снимают сантиметровой лентой по определенным правилам.  

 

Правила снятия мерок

 1. Мерки снимают по правой стороне фигуры.

2. Сначала снимают мерки обхватов, затем мерки длин.

3. Стоять надо прямо без напряжения.

4. Одежда на теле человека, с которого снимают мерки,  должна быть легкой.

5. Талию предварительно опоясать шнурком.

6. При измерении сантиметровую ленту не натягивать и не ослаблять.

7. Мерки длины записывают полностью, мерки ширины и обхватов в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.

 

Название мерок, их условное обозначение, направление при снятии,

назначение каждой мерки и правила снятия даны в таблице. Мерки обхватов записывают в половинном размере и называют «полуобхват». Условно обозначают буквой «С» (половина от буквы «О»).Мерки длин записывают полностью и обозначают буквой «Д».

(Показ на учебном манекене или на одной из учениц приёмы снятия мерок.)

 

IV. Практическая работа.

 

Инструкционная карта (приложение №3)

 

     Девочки  получают задание,  объединится по 2 человека и приступить к снятию мерок. Каждая записывает свои мерки в тетрадь. Учитель следит за правильностью снятия мерок, используя при этом взаимоконтроль и самоконтроль учащихся.

 

V. Проверка знаний (усвоение).

  1. Для закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
  2. По какой стороне фигуры снимают мерки?
  3. С помощью какого приспособления снимают мерки?
  4. Как записывают мерки длины и обхватов?
  5. Как расшифровать мерки Дн, Днч, От, Об, Ст, Сб?
  6. Для чего снимают мерки?
  7. Как правильно снять мерки ?
  8. Почему мерки длины записываются полностью, а обхватов – в половинном размере?
  9. Какие мерки необходимы для построения чертежа фартука?

 

VI. Итог

 

По ходу проверки учитель отмечает допущенные ошибки, анализирует их, вмести с девочками. Выставление оценок.

 

VII. Домашнее задание:

Принести чертёжные инструменты (карандаш, линейку, ластик), бумагу для выполнения чертежа.