Дополнительная образовательная программа

дополнительного образования детей

«Русская кухня»

 

                                                                                                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс рассчитан для уч-ся 10-11 классов. Данный курс помогает закрепить первоначальные основы ведения домашнего хозяйства, понять возможности применения полученных знаний в жизни.

Кухня – это в своем роде искусство, которое приобретается не годами, а десятками лет опыта. И этот десяток лет неопытности иногда очень дорого обходится, особенно молодым людям. И нередко приходится слышать, вследствие этого, и о не удовольствиях в семейной жизни, отсутствием взаимопонимания.

Также домашняя кухня – далеко не маловажный фактор, определяющий здоровье человека. Хорошее рациональное питание (что совершенно не значит сверхизысканное и очень дорогое) предупреждает отклонения в здоровье, возникновение напряженности, агрессивности, просто плохого настроения.

Молодые люди редко осознают, что сытный завтрак может дать заряд хорошего настроения на весь предстоящий день, "пропущенный" же завтрак уже в полдень может стать причиной конфликта на работе, а позже завершится домашней ссорой. Очень важно организовать свой быт так, чтобы еда приносила радость, была полезной, немудреной и аппетитной.

Программа кружка рассчитана на тех, кто делает первые шаги, знакомится с кухней, хозяйством вообще, позволяет научиться быть экономным, хорошо ориентироваться в многообразии продуктов.

В кружке занимаются девочки от 16 до 17 лет, так как именно в этом возрасте воспитанники психологически готовы к накоплению социального опыта. Набор детей свободный. Количество обучающихся – 15. Программа занятий рассчитана на ___72___часа.

Направленность дополнительной образовательной программы-художественно-эстетическое.

Актуальность дополнительной образовательной программы - значительное влияние на духовное, нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие воспитанников оказывает национальная культура. По мнению Д.С. Лихачева «обращение к культуре прошлого - это не измена своей культуре, а дополнение и обогащение ее. Понять современную эпоху, ее значение можно только на огромном историческом фоне».

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Русская народная культура - это часть национальной культуры. Интерес к русской народной культуре в современном мире вс. возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость ее заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была русская культура с ее традициями и обычаями и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Новизна дополнительной образовательной программы - в жизни каждого ребенка бывает много праздников, хочется, чтобы и эти дети умели правильно организовать его, составить программу, подготовить праздничный стол, хорошо сервировать его. Ведь каждый ребенок, девочка или мальчик, становятся взрослыми, если они в детстве будут знать, уметь и проводить торжества, то и в дальнейшей своей взрослой жизни смогут подготовиться к любому семейному мероприятию, традиционному празднику, стать гостеприимными хозяевами. Обучение навыкам кулинарии является одним из приоритетных направлений в работе с воспитанниками. Успешное освоение данного курса кулинарии поможет им в дальнейшем правильно питаться. Воспитанники смогут приобрести компетентности в приготовлении здоровой еды и позволят им быть успешными на следующей образовательной ступени. Недаром говориться: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь».

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы - образовательная программа кружка направлена на оказание дополнительной помощи воспитанникам в производственном обучении и профессиональной подготовке. Она играет важную роль в воспитании детей, в развитии творческих способностей, повышает инициативу и предприимчивость детей. Занятия в кружке позволяют развивать творческие способности, самостоятельность, проявлять индивидуальность, фантазию и получать результат своего творчества. У детей формируются навыки в приготовлении национальных блюд и их эстетического оформления. Особенностью данной программы является то, что у воспитанников появляется возможность широкого и разнообразного применения своих знаний, которые им могут быть полезны.

Цели и задачи курса

  • - формирование готовности учащихся к социальному и профессиональному самоопределению, воспитание национального сознания и развитие навыков нравственного поведения, через усвоение учащимися знаний о традициях и основных достижениях русской культуры.

Задачи:

Обучающие:

  • расширить знания, умения и навыки по технологии приготовления национальных блюд, их подаче и сервировке стола.
  • ознакомить с профессией повара и пути их получения.
  • обучить безопасному обращению с инвентарем и оборудованием.

Развивающие:

  • развивать эстетический вкус учащихся.
  • расширение знаний в технологии приготовления блюд.
  • развивать память, логическое мышление, внимание.

Воспитывающие:

  • сформировать компетентность в области национальной кухни.
  • привить чувство национального достоинства и уважения ко всем народам.
  • воспитать трудолюбие и культуру труда.

Формы контроля

Данный курс предполагает большую самостоятельную работу уч-ся. Параллельно с изучаемыми блюдами учащиеся выполняют практическую работу «Оформление кулинарной книги» (использование Яндекс - диска). Контроль практической части осуществляется через Яндекс – диск.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ

Главный показатель реализации программы - личностный рост каждого воспитанника, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.

Критерием уровня эффективности программы является усвоение образовательной части, повышение интеллектуального уровня, воспитанности и готовность к самостоятельной жизни в плане организации своего быта.

Завершается работа кружка выполнением творческого проекта и его защитой. В течение всего учебного года ученики готовят творческий проект. Тематика проектов связана с русскими народными праздниками.

Содержание программы

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. (1ч.)Значение питания в жизни человека. Состав пищи (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода). Режим питания ребенка. Меню.-

ГИГИЕНА ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ. (1 ч). Содержание в чистоте кухни и инвентаря. Личная гигиена во время приготовления пищи. Специальная одежда (передник, косынка, колпак, сменная обувь). Хранение и обработка продуктов. Аптечка.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КУЛИНАРИИ. (1 ч) Правила пользования нагревательными приборами. Правила обращения с режущими инструментами. Правила обращения с горячей посудой и продуктами. Практическая работа. Выполнение правил техники безопасности во время приготовления пищи.-

СЕРВИРОВКА СТОЛА. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЕ ЗА СТОЛОМ. (2 ч). Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину, чаю. Праздничная сервировка стола. Правила поведения за столом. Практические работы: сервировка стола и выполнение правил поведения за столом.

ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА ОВОЩЕЙ (1 ч). Сортировка, мойка, очистка и нарезка. Формы простой, сложной, фигурной нарезки овощей и их применение. Правила обработки овощей с целью сохранения витаминов. Практические работы: очистка и нарезка овощей кружочками, соломкой, брусочками, кубиками, дольками и ломтиками.

ХОЛОДНЫЕ БЛЮДА И ЗАКУСКИ (3 ч). Значение холодных блюд в питании. Оформление блюд. Салаты и заправки к ним. Винегрет. Бутерброды. Разделка и украшение сельди. Украшения из овощей и яиц. Практические работы: Приготовление витаминного салата, винегрета, бутербродов с кильками, сельди с гарниром, забавно оформленных блюд, украшений из овощей и яиц.-

НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК (4 ч.). Программа праздника. Сервировка и оформление стола. Приготовление праздничных блюд.-

ПЕРВЫЕ БЛЮДА. (3 ч.) Значение первых блюд в питании. Классификация супов по способу приготовления. Практические работы: Приготовление супа из свежих овощей.

ИЗДЕЛИЯ ИЗ КРУП. (3 ч.) Питательная ценность круп, обработка, способы приготовления различных каш. Изделия из круп. Практические работы: Приготовление крупяных биточков и каши рассыпчатой .

ОВОЩНЫЕ ГАРНИРЫ. (3 ч.) Значение гарниров из овощей, их вкусовые, питательные и декоративные качества. Практические работы. Приготовление картофельного пюре, картофеля жареного и моркови в молочном соусе.

МЯСНЫЕ БЛЮДА. (3 ч.) Виды мяса, питательная ценность, хранение и обработка мяса. Изделия из рубленного мяса. Оформление вторых блюд из мяса. Практические работы: Приготовление котлетной массы и изделий из нее

РЫБНЫЕ БЛЮДА. (3 ч.) Рыба, рекомендуемая для детского питания. Питательная ценность рыбы. Признаки ее доброкачественности. Обработка мороженой рыбы и филе. Разделка рыбы. Изделия из нее. Практические работы: Разделка рыбы и приготовление рыбы жареной и рыбных котлет.

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЯИЦ И ТВОРОГА. (3 ч.) Значения молочных блюд. Изделия из творога. Пищевая ценность яиц. Блюда из яиц. Практические работы: Приготовление сырников, вареников ленивых и натурального омлета.

МАСЛЕННИЦА. История праздника. Праздничная программа. Оформление стола. Приготовление блинчиков.

СЛАДКИЕ БЛЮДА И НАПИТКИ(3 ч.). Значение и вкусовые качества сладких блюд. Технология приготовления сладких блюд из ягод (компота, киселя, желе, мусса). Горячие и холодные напитки. Способы приготовления горячих напитков. Практические работы: Приготовление киселя или желе из клюквы, кофе с молоком.

  • ИЗ ТЕСТА. (3 ч.) Виды теста (лапшовое, дрожжевое, слоеное, песочное, бисквитное, заварное, пряничное). Начинки, кремы, помадки, глазурь. Украшение кондитерских изделий. Практические работы: Приготовление блинчиков, хвороста, печенья, пряников, торта.

ПРАЗДНИЧНАЯ ВЫПЕЧКА ПАСХА. ВЫПЕЧКА НА ПАСХУ. УКРАШЕНИЕ СТОЛА. (3 ч.) Пасхальный букет. Выпечка пасхальных фигурок. Окраска яиц. Приготовление кулича.

ДЕНЬ ИМЕНИННИКА. (3 ч.) Праздничная программа. Приготовление праздничных блюд. Вручение подарков

КОНСЕРВИРОВАНИЕ ОВОЩЕЙ, ФРУКТОВ И ЯГОД. (3 ч.) Способы и последовательность консервирования овощей, фруктов, ягод (квашение, соление, пастеризация).

Творческий проект. (16 ч.) Оформление праздничного стола (работа ведется в течение всего года.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.(4) Демонстрация детьми умения сервировать стол и навыков поведения за столом, конкурс на лучшее оформление холодных блюд, соревнование на правильную и быструю нарезку овощей, викторина, награждение лучших кружковцев, праздничный чай.