Урок №

Тема урока: «Материаловедение. Ткани растительного происхождения.

Цель урока:

Познакомить с историей возникновения тканей; с производством  и структурой хлопчатобумажных и льняных тканей;

Научить определять направление долевой и уточной нитей;

Научить определять лицевую и изнаночную стороны;

Познакомить с профессией ткача и прядильщицы;

Задачи:

Образовательная – расширить кругозор учащихся; познакомить с получением и структурой хлопчатобумажных и льняных тканей; познакомить с историей получения тканей.

Развивающая – развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы.

Воспитательная – способствовать развитию интереса к предмету; развитию патриотических качеств (на примерах изобретений)

Практическая – научить определять направление нити основы, лицевую и изнаночную  стороны ткани, выполнять полотняное переплетение.

Методы обучения: беседа, рассказ,  практический.

Оборудование и материалы: коллекции получения хлопчатобумажных и льняных тканей, образцы тканей, проектор, экран, игла, лупа, образцы одежды из х/б и льняных тканей, форма отчета.

Тип занятий: комбинированный.

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих.

 

2. Объяснение нового материала.

Вступление:

     Вы знаете, мы с вами живем в удивительное время, время изобилия во всем. Сколько разных конфет можно купить, сколько интересных игрушек, какие замечательные книги выпускают типографии, а сколько одежды – на любой вкус. Ну, а если ничего не нравится, бери ткань и шей. Ведь ткани тоже очень много.

И как бы нам позавидовал первобытный человек, который все свое имущество носил на себе. Он все что-то придумывал, пробовал делать. И выжил.

А что случилось бы, если бы вы оказались на необитаемом острове, без одежды и запасов пищи? Смогли бы вы себя обслужить? Ну, например, изготовить одежду?

А знаете почему? Потому что не хватает знаний! Но это можно исправить.

Я вам предлагаю во всеоружии подготовиться к такой ситуации и узнать, хотя бы, как изготовить одежду и из чего.

      Есть очень интересный раздел «Материаловедение». Так вот там есть такая информация . Все волокна делятся на натуральные и химические. Натуральные волокна могут быть растительного происхождения, животного и минерального. Химические волокна мы пока не будем изучать. На острове это не пригодится, а вот с растительными  волокнами мы должны обязательно познакомиться.

Запишите в тетради тему урока «Ткани из растительных волокон».

                                     Зарисуйте схему.

 

                                                          Волокна

 

                        Натуральные                                                  химические

 

Растительные, животные, минеральные

 

 

 

В конце урока мы должны ответить на вопросы:

     Что значит ткань растительного происхождения?

     Как и из чего их получают?

     Узнать структуру ткани.

       Скажите, а как вы понимаете словосочетание «волокна растительного происхождения»?

Ответ: Волокна, которые получают из растений.

                                Хлопок

                                Лен

                                Крапива

                                Конопля

                                Джут

                                Кенаф

Из крапивы, конопли, джута и кенафа получают технические ткани, шпагаты.

А вот из хлопка и льна получают прекрасные ткани.

Давайте подробнее в этом разберемся.

У вас на столах лежат коллекции. Возьмите коробку, на которой написано «Хлопок».

(Ученики рассматривают коллекцию. Учитель на доске воспроизводит этапы получения хлопковой ткани. Дети записывают основные этапы получения ткани в тетрадь). Затем учитель знакомит с исторической справкой получения хлопчатника.

                Историческая справка о производстве хлопчатника.

   Хлопок – выходец из Египта. Мумия, которою нашли археологи, относящаяся к 2500 г до нашей эры была обернута в хлопковую ткань. Название хлопок имеет арабское происхождение.

  В Средней Азии хлопчатник также возделывался с древности. Здесь много солнца, а «дитя солнца», как называют хлопчатник, в пору цветения больше всего любит свет и тепло.

  Бухарские купцы вместе с шелками везли хлопчатобумажные ткани в Царство Московское. Среди привозных тканей нередко упоминается бязь, которая в переводе означает хлопок.

  В России в ХVI веке окрашивали готовые миткали. Собственного прядения в России не было долго, и пряжу возили из Астрахани и Бухары. Только в 1787 году купец Иван Каретников пустил фабрику по выработке миткалей и набивных ситцев. Основанная с высочайшего позволения Екатерины 11 текстильная мануфактура во Владимирской губернии была прототипом будущих фабрик Иваново - Вознесенска. Сегодня в Ивановской области работает крупнейшее предприятие, которое выпускает прекрасные ткани.

    А знаете, у каждого из вас дома есть образец хлопкового волокна? Кто подскажет - что это? (это вата. Если ученики не назовут, то можно им помочь.)

Сырьем для хлопчатобумажных тканей являются волокна, расположенные в семенах хлопчатника. Хлопчатник известен человеку более 5000 тыс лет назад. В России хлопок выращивают с 18 века. В мире произрастает 35 видов хлопка и только 4 вида подходят для волокон. Семена размещаются в коробочке хлопчатника. Длина волокна 20 - 50 мм. Хлопковые волокна: белые, пушистае, короткие. тонкие, матовые, мягкие, прочные.

На благо используют:

Семена хлопка - на волокна;

Ветки и отходы хлопка - на вату, бумагу. картон и т.п.           

хлопчатник и

волокна хлопчатника

 

 Первичная обработка хлопка:

1. Из семян - коробочек получают волокна хлопка-сырца (в одной коробке 7-15 тыс. Волокон)

2. Сортировка по качеству.

3. Прессование в кипы.

 

 

 

 

      Теперь давайте посмотрим, как обрабатывают лен. (Рассматривают коллекцию и записывают основные этапы в тетрадь, учитель знакомит с историей производства льна)

                Историческая справка об использовании льна.

    Уже 10 тысяч лет люди выращивают лен на полях. Впервые это стали делать в Индии. К сожалению, в наше время льняных полей не так уж много – растить лен сложно. А жаль. Голубое поле цветущего льна похоже на озеро средь зеленых лугов.

А какие хорошие ткани получаются изо льна! Даже космонавты, отправляясь, в полет надевают льняное белье.

     В Древнем Египте умели прясть такие тонкие льняные нити, что они были почти невидимы. Искусные египетские ткачи изготавливали из них тончайшую прозрачную ткань. Через пять ее слоев просвечивало тело, а все платье можно было протянуть через перстень. При этом ткань была очень прочной. Конечно, она ценилась на вес золота, и носить ее могли только цари и жрецы.

Русские мастерицы умели прясть такие тонкие нити, что работать с ними можно было только в сыром и холодном подвале. В сухом теплом помещении тонкие нити часто рвались. Из таких нитей плели знаменитые льняные кружева – блады. Еще на Руси умели ткать льняное полотно с рисунком: ни одной окрашенной нити, а на ткани – то ромашка, то ветки рябины, то петухи.

А вот такие рубахи из льняного полотна, которое изготавливали в домашних условиях, шили ваши прабабушки.(учитель показывает рубахи из самотканого льна) И сегодня, у каждого человека есть льняная одежда, спим мы на прекрасных льняных простынях.            

 

Лен     Сырьем для производства ткани служат волокна. Волокна - Это маленькие, тоненькие тельца, тоньше человеческого волоса.

Лен - Травянистое однорлетнее растение. Лен называют русским шелком, батюшкой. Это волокнистое растение с гладкими, длинными (до 100 см), гибкими и прочными волокнами светло-серого цвета. Стебель льна имеет высоту до 1200 мм, в каждом из них 350 - 650 волокон. Лен человеку известен со времен каменного века. В Костромской области выращивают лен. Для волокон больше всего подходит лен-долгунец.

На благо используется все растение:

Из семян льна получают масло для медицинских и технических целей.

Из стеблей - Волокна для тканей.   

 Из отходов делают паклю для технических целей.

Льняные ткани изготавливают их льняных волокон.

Первичная обработка льна:

1. Мочение соломы;

2. Сушка и получение тресты (сухих стеблей);

3. Мятие и трепление тресты;

4. Чесание волокон и получение чистого волокна.

 

Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

 

Хлопчатобумажные ткани: ситец, сатин, батист, маркизет и др. Эти ткани мягкие, помогают сохранять тепло, хорошо впитывают влагу, способны сохранять свою прочность и приятный внешний вид после многократных стирок.

Волокна льна используют для производства тканей, из которых изготавливают белье и постельные принадлежности. полотенца, салфетки, скатерти, костюмно-платьевые ткани, декоративные (матрасные, шторные), а также вырабатывают ткани специального технического назначения: чехлы, холсты для живописи,  парусину, мешочную ткань и другие. Ткани очень прочные и служат дольше, чем х/б ткани. Недостаток - большая сминаемость. Льняные ткани лучше разглаживаются во влажном состоянии, поэтому лучше после стирки их недосушивать.

 

Процессы, в результате которых из коротких, тонких волокон получают непрерывную нить, называется прядением, а нить -- пряжей.

Производство пряжи - сложный процесс. Волокна, поступающие на прядильную фабрику, на различных машинах разрыхляют. А из нитей вырабатывают ткань.

Ткань состоит из тонких, переплетенных между собой нитей. Каждая нить содержит несколько отдельных, скрученных между собой, тоненьких волокон.

Дополнительный материал о пряже можно посмотреть здесь.    

 

         А с чего все начиналось?

     (Презентация «Как ткани ткут и нити прядут)»

 Сначала древние люди научились не ткать, а плести – из веток, тростника, травы. Может,  сами додумались, а может, подсмотрели у птиц?

Вот такое гнездо плетет птичка «ткачик», а вот так трудится «длиннохвостая ткачиха».

Стали выращивать хлопок, и учились его очищать. Необходимо отделить волокна от семян. Вначале была вот такая машина в Индии, а позже американцы изобрели такую очистительную машину.

      Сейчас хлопковые поля убирают комбайном.

Ткань получают из ниток. А откуда нити берутся? Сами волокна короткие, а нити получаются длинные, хоть до Луны дотягивай!

       Получение нитей – это прядение.

Вначале вручную, при помощи незамысловатых веретенец, а потом придумали прялку. Помните у Пушкина: «Три сестрицы под окном пряли поздно вечерком…» Может на такой прялке, а может на такой?

         А это прядильная машина. Приводилась в движение при помощи водяного колеса. Изобрели их в 1791 году в Англии. Но еще за десять лет до этого подобную прядильную машину изобрел русский ткач Радион Глинков.

      На таких станках работали в 80х годах 20 века на Брянском камвольном комбинате.

      А топом учились переплетать нити или ткать.На таких станках работали ткачи Древнего Рима.

       Это механический станок в Англии.

        На современном станке легко управляется с работой ткачиха, не прикладывая особой физической силы.

       Устроен станок интересно.

Одни нити натянуты. Их называют основа. А другая нитка, которую называют уток, бегает между натянутых нитей. Натянутые нити или нити

Вот такая нехитрая наука!

Итак, запишите в тетрадь:

 

Ткань получают путем переплетения ниток.

Ткань - это переплетение нитей основы и утка. Ткань получается путем переплетения нитей. Нити, идущие вдоль ткани, называются нитями основы, а нити, расположенные поперек, называются нитями утка (ударение на последнем слоге).

Нить основы - Гладкая, тонкая, равномерная по толщине, сильно скручена, натянута как струна, плотная, жесткая и прочная. Растяжению не поддается. При резком разтяжении ткани нить основы издает звонкий звук. В ткани нить основы определяет ее длину.

Нить утка - Пушистая, толстая, неравномерная по толщине, гибкая, мягкая. Нити утка поддаются растяжению, при резком растяжении ткани издает глухой звук. В ткани уточная нить определяет ее ширину.

По краям ткани нити основы расположены чаще, поэтому получаетсяболее плотное переплетение. Это кромка.Кромка предохраняет ткань от осыпания нитей и растяжения   ткани. Расстояние от кромки до кромки называется шириной ткани.

Полотняное переплетение – переплетение ниток через одну.

 

Виды переплетений

 

            Самое простое и распространенное переплетение нитей -- полотняное. В нем каждая нить основы переплетается с уточной через одну. Ткани полотняного переплетения очень прочны.

Поверхность - гладкая, матовая. Рисунок с обеих сторон одинаковый. Ситец, бязь и многие другие хлопчатобумажные, льняные, шелковые и другие ткани имеют полотняное переплетение нитей.


Основа – нить, идущая вдоль ткани.

Уток – нить, идущая поперек ткани

Кромка – не осыпающийся край ткани.

 

Отделка тканей

                                                                     

Ткань, снятая с ткацкого станка (суровая), имеет грязновато-серый или желтоватый цвет, шероховатую (негладкую) поверхность.

 Эту ткань подвергают отделке: Удаляют с поверхности ткани кончики волокон, отбеливают, красят (опускают в краситель) Или печатают (наносят рисунок). Отделка тканей состоит из процессов, в результате которых из суровой. неотделанной ткани, снятой с ткацкого станка, получают готовую ткань. Цель отделки - улучшение свойств ткани, придание ей товарного вида.

 Ткань имеет две стороны: лицевую и изнаночную. Их определяют по рисунку, блеску, ворсу, чистоте отделки.

Лицевая сторона: гладкая, блестящая, у нее яркий цвет и рисунок, на ней меньше узелков и ворсинок.

Изнаночная сторона: шероховатая, матовая, у нее бледный цвет и рисунок, на ней больше узелков и ворсинок.


А теперь мы выполним практическую работу.

 (Для выполнения работы на партах у учеников лежат: форма отчета в виде таблицы, лупа, образец ткани, желательно льняной, так как на ней хорошо заметна разница между нитками основы и утка. На ткани следует стрелкой указать направление нити основы.)

 

3.Лабораторно-практическая работа «Изучение нитей основы и утка»

 

Порядок выполнения работы:

Выньте из ткани по две нити разного направления вдоль – основа, поперек – уток (учитель помогает заполнить первую колонку).

Возьмите лупу и сравните, какая из ниток толстая, а какая тонкая? Запишите в тетрадь.

Рассмотрите, какая нитка гладкая, а какая пушистая?

Теперь ответьте на вопрос: Какая нить ровная, а какая извитая?

Какая нить тянется больше, а какая меньше?

Все ответы запишите в таблицу.

 

Нить

 

 

Вдоль или

Поперек ткани

Толстая или

Тонкая

Гладкая или

пушистая

Ровная или

извитая

Тянется больше или меньше

 

Основа

 

 

 

 

 

 

Уток

 

 

 

 

 

 

 

 

(под таблицей приклеивают образцы)

 

Проверяют здесь же и оценивают.

Очень часто, работая с тканью, необходимо знать, как направлена нить основы. На образцах, которые вы получили, я обозначила направление основы. Но вы должны уметь это делать самостоятельно.

Есть три способа определения нити основы:

                      А) по кромке

                      Б) по растяжению

                      В) по звуку

(учитель показывает на образцах, записывают в тетрадь)

     А сейчас попробуйте определить направление нити основы сами.

(образцы ткани размером 20*20 без кромки)

 

И еще один маленький вопрос мы должны решить.

Как определить лицевую сторону?

Запись в тетради:

Лицевую сторону определяют по яркости, по гладкости, по блеску, по чистоте отделки.

 

4. Закрепление изученного.

Посмотрите на доску, в тетрадь, вспомните, о чем мы говорили и ответьте на вопросы:

Из каких растений можно получить ткань?

Какие ткани получают из конопли и крапивы?

Что такое ткачество?

Что такое основа, уток, кромка?

Как переплетаются нити?

Сколько сторон у ткани?

Как определить направление нити основы?

Почему нить основы звонче?

Как определить лицевую сторону у гладкокрашеной ткани?

 

Я еще для вас подготовила кроссворд. Давайте попробуем его разгадать. За ответы на вопросы можно выдавать жетоны. Кто наберет больше жетонов, может быть спокоен. На острове он не пропадет.

5. Мы справились с целью сегодняшнего урока. Вы пополнили запас знаний. Теперь вы хорошо знаете, растения, из которых получают ткань. Для вас теперь не будут незнакомыми слова «основа», «уток», «кромка». На следующем занятии мы продолжим знакомство с тканями.

 

6. Постановка домашнего задания: Во время просмотра презентации, я обращала ваше внимание на то, что ткань получают путем переплетения ниток. Наиболее простой способ переплетении – полотняное. Дома вы сделаете образец такого переплетения. Это не сложно сделать из бумаги.

(учитель показывает этапы выполнения). Ваша задача сделать переплетение более разноцветным с использованием полосок бумаги более тонких. 

Это будет ваше творческое задание.

 

7. Уборка кабинета.

 Контрольные вопросы

 

1. Как называется процесс получения ткани из пряжи ?__________________________________________

 

2. На каких станках вырабатывают пряжу ?_____________________________________________________

 

3. Перечислите виды волокон.___________________________________________________________________

 

4. Назовите нити, из которых состоит ткань.________________________________________________________

 

5. Дайте характеристику нити основы. _________________________________________________________

 

6. Дайте характеристику нити утка. ____________________________________________________________

  

7. Что находится по краям ткани, для чего она служит? __________________________________________

 

8. По каким признакам определяют направление нитей основы в тканях? ___________________________

 

9. Чем отличается ткань с печатным рисунком от пестротканой ткани? ______________________________

 

10. Как определяют лицевую сторону гладкокрашеной ткани? _____________________________________

     

11. Назовите ткани из растительных волокон. ___________________________________________________

  

 

 

 

 

Задание 3. Помогите котенку сделать себе коврик