Классный час  «Толерантность – путь к миру»

 

Класс: 6 А

Классный руководитель: Храмушина С.Е.

 

 

Теперь, когда мы научились летать

 по воздуху, как птицы, плавать под

водой, как рыбы, нам не хватает

                только одного:

      научиться жить на земле,

                 как люди.

                                         Б. Шоу

               Эпиграфом к нашей беседе будут высказывания выдающихся философов:

ž  «Я никогда не скажу ни о ком ничего плохого… наоборот, я расскажу всё хорошее, что знаю о каждом».( Б. Франклин)

ž  «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей». (Д. Дидро)

ž  «Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками всё». (Ж. Поль)

Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:
Образовательная:

1.     Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.

2.     Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

1.     Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

2.     Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

1.     Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Оборудование: раздаточный материал (карточка-листок), карточки разного цвета,  мультимедийное оборудование.

1. Организационный момент.
2. Введение в тему.

Педагог: сегодня мы начнём наше занятие с притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия.

      По одной восточной легенде однажды боги решили создать мир. Вначале они сотворили все окружающее, затем – человека, и в самом конце они создали истину. Боги задумали не раскрывать сразу истину перед человеком. Они решили спрятать ее, чтобы человек искал истину подольше. Один бог предложил: "Давайте спрячем ее на дне океана”. "Давайте захороним ее в глубине земли”, – предложил второй. Третий сказал: "Давайте укроем ее на самой далекой планете”. Предложений было очень много. И, наконец, самый старый и мудрый бог сказал: "Мы спрячем истину в сердце человека. Он будет искать ее во всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе”.

Педагог: как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?
Дети: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…
Педагог: всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?

3. Знакомство с новым понятием.

Педагог: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революци­онном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно мини­стром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, не­сомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважитель­но к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стре­миться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельст­вам.

С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

 

 16 ноября жители мира отмечают Всемирный день толерантности или День терпимости.  Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи


Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться  с чужим мнением.
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.
У вас на столах карточки белого цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
С карточек белого цвета дети зачитывают:

  • Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
  • Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
  • Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
  • Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

Педагог: что общего в этих определениях?
Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.
Педагог: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
Дети: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.

Видеоролик «Толерантность»


Педагог: что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.
У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.
Дети зачитывают высказывания и соотнося с заповедью.

4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:

а) соотнесение высказывания с заповедью;

  • «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения».                           (возлюби ближнего своего)
  • «Гнев -  страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия».                   (не убий)
  • «Не делай другому того, от чего больно тебе».                  (золотое правило)
  • «Ничто притворное не может быть продолжительным».  (не лги)
  • «Любовь к родителям - основа всех добродетелей».        (почитай отца своего и матерь свою)
  • Воровство порождает лень и жадность.        (не кради)

Педагог: итак, быть толерантным, значит:

  • Уважать другого.
  • Любить ближнего своего.
  • Не злиться.
  • Быть добрым, терпимым.
  • Сострадать.

Педагог: «толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?
Педагог: солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

б) определение качеств толерантной личности;

Педагог: сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
Качества:

  • Терпимость
  • Бессердечность
  • Конфликт
  • Сострадание
  • Прощение
  • Вспыльчивость
  • Желание что-либо делать вместе
  • Милосердие
  • Злорадство
  • Ложь
  • Сотрудничество
  • Уважение прав других
  • Раздражение
  • Принятие другого таким, какой он есть
  • Зависть

Педагог: итак, толерантная личность обладает следующими качествами…

в) решение проблемных ситуаций.

Педагог: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Дети:
нет, ссоримся…
Педагог: все ли можем спокойно выслушать друг друга?
Поддержать в трудную минуту?
Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.

Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.

- Как поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки?
  Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.

Педагог: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
                        
 Памятка.

  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
  • Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
  • Имей терпение выслушать собеседника.
  • Спокойно объясни свою точку зрения.
  • Подумай, из-за чего возник спор.

Притча о друге.

Видеоролик «Воробей»

 

5.  Итог.

Учитель:

А сейчас мы подведём итог нашего занятия и сделаем это с помощью создания «Дерева толерантности».

Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, бумага в форме листьев (например, березы), ватман, на котором изображено дерево без листьев.

Инструкция: «Возьмите каждый по листочку и напишите на них, два самых главных качеств вашего характера (хороших качеств)». Затем листоч­ки приклеиваются на дерево.

 

Мои пожелания:

    • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
    • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
    • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
    • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
    • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

 

 

Памятки для детей.

 

 Диета для тех, кто хочет стать толерантным.

Эта диета поможет избавиться вам от злобы, эгоизма и нетерпимости.

Понедельник

Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми.

Вторник

Постарайся не навязывать другим собственную волю. Выслушай их мнение.

Среда

Сделай для кого-нибудь доброе дело так, чтобы этот человек не узнал, что добро идет от тебя.

Четверг

Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.

Пятница

Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом.

Суббота

Запиши 5 положительных качеств, характеризующих тебя и твоего друга.

Воскресенье

Найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо» твоим домашним.

Проживите хотя бы одну неделю по этой диете. Расскажите своим близким и друзьям о том, как изменилось ваше отношение к людям.

-