Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя технологии

Храмушиной Светланы Евгеньевны.

 

 «Проективное образование» как основа технологического образования компетентной личности.

Любая деятельность может быть либо 
технологией, либо искусством. 
Искусство основано на интуиции, 
технология – на науке.
С искусства все начинается, технологией – заканчивается, 
чтобы затем все началось сначала.

                                                                                                                                                                                                                          В.П. Беспалько 

 

                                       

Предмет «Технология» — особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Этот предмет синтезирует в себе все предметы школьной программы.

Умение многое делать своими руками — залог уверенности в себе. То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он будет способен выполнить самостоятельно. Вместе с тем, деятельность, лишенная смысла, лишенная ценностной основы, не имеет права присутствовать в нашей жизни. Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Мотивация учения - не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы опрометчиво и бесперспективно. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать. Усиление мотивации на первых порах ведет к нарастанию эффективности деятельности. Но в определенный момент, индивидуальный для каждой личности и вида деятельности, усиление мотивационного компонента снижает эффективность деятельности и разрушает ее. В психологии эту зависимость называют законом Йеркса-Додсона (R.Yerkes, Dodson). Как организовать обучение через желание? Что нужно сделать для того, чтобы провести эффективный, интересный урок для уч-ся? Сколько бы лет учитель не преподавал, он все время сам продолжает учиться. Старая латинская поговорка гласит: «Пока мы учим- мы учимся».

Если учитель любит свой предмет, владеет современными образовательными технологиями, методами, приемами, он безо всякого сомнения сможет сделать так, чтобы сохранить мотивацию детей в течение всего периода обучения предмету.

Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы стимулировать ребенка к деятельности путем не оценки, а формирования интереса к предмету, то есть в создании внутренней мотивации, опирающейся на познавательную активность ребенка, на стремление узнать что-то новое и реализовать себя.

Как сформировать мотивационную среду и что включить в нее? Как показывают многочисленные исследования (А.М. Берестовский, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Г.Л. Ильин, Н.В. Кузьмина, А.К Маркова, Н.Д. Никандров, Б.А. Сластенин, А.П.Тряпицина, Н.В. Чекалева, А.И. Щербаков, И.С. Якиманская и др.), мотивационная среда развивается при реализации в образовательной деятельности личностно-ориентированного, субъектно-деятельностного, контекстного, проективного подходов к обучению. Главное  в этом процессе – наполнение личностным смыслом предлагаемых действий. В этом случае процесс исследования превращается в увлекательную исследовательскую деятельность. Поэтому так важно в начале урока таким образом мотивировать учащихся, чтобы далее они сами ставили цели и вели свои исследования.

Современные образовательно-профессиональные технологии, в основе которых лежат названные подходы, создают возможности для самореализации личности, обеспечивают приоритет субъектно-смыслового обучения, направленность на формирование множества субъективных картин мира, ситуативное проектирование, смыслопоисковый диалог, включение учебных задач в контекст жизненных проблем.

Для решения поставленных задач применяю педагогические технологии, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся и обеспечивающих начальную подготовку будущего специалиста, готового не только к деятельности исполнителя, но и к самостоятельной постановке и творческому решению проблем.

Сегодня представляется чрезвычайно важным обратиться к тому, что накоплено в педагогической теории и практике прошлого, и расширить профессиональный инструментарий современного педагога продуктивными методами обучения.

   В моем опыте познавательные задания являются системой, позволяющей формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащегося и обеспечивать переход от репродуктивных, формально-логических действий к творческим. Только так можно развивать такие психические механизмы личности учащегося, как памяти, внимания и воображения. Как пример формирования подобной мотивации использую технологию критического мышления: «Ключевые слова» (По которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал), Кластеры (Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди, кластера), таблицы (Заполняется на трех стадиях урока: знаю, хочу знать, узнал), художественные формы письменной рефлексии (Жизненные переживания, впечатления рождают рефлексия. К ней относится синквейн. Стихотворение из пяти строк), прием «Решение творческих задач» (Опираясь на сюжет изучаемого материала, учитель заранее составляет текст задания и предлагает учащимся найти различные пути ее решения.

 Следующим важным компонентом в моей педагогической системе является проектирование.

Первое направление - проектирование и создание проектов в интенсивных формах (инновационные, продуктивные игры, проектировочные сборы, коллективная творческая деятельность по разработке конкретного проекта и т. д.).

Второе направление - пошаговое совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками. Проектирование - специфический индивидуально-творческий процесс, требующий от каждого участника оригинальных новых решений, и в то же время это процесс коллективного творчества. Для обеспечения психологических условий творческой деятельности главное значение имеет не объем знаний, а тип их усвоения, который в свою очередь предопределяет способы использования и широту переноса усвоенных знаний. Проектная деятельность школьников представляет как раз тот тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности их использования в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, обеспечивая возможность применения школьных знаний в реальных жизненных ситуациях. Это создает условия для более полной самореализации учащихся в их познавательной и преобразующей деятельности, повышает мотивацию к обучению, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности и ответственности, умению планировать, принимать и оценивать результаты работы. В итоге, они приобретают опыт решения реальных проблем, необходимый для будущей самостоятельной жизни.

Практика показывает, что если вдумчиво и внимательно работать с ребенком, то у любого можно выявить способности. Абсолютно все дети по-своему одарены, а наша основная задача состоит в том, чтобы помочь им раскрыть свои способности.

Для успешной реализации проектного обучения организую следующий алгоритм выполнения проектов:

1.                       Возможность выбора темы проекта. Самый интересный раздел в нашем предмете - это рукоделие. При изучении темы «Аппликация» предлагаю следующую схему. Проект = материал + техника + инструменты.   Меняем  материалы, техники, инструменты,  что мы из этого получаем? (рассуждения уч-ся) Перед нами раскрываются  новые возможности и идеи для  творческого проекта.

2. Возможность планировать работу. При выполнении проектов большую роль играет построение «звездочки обоснования», где в центре – объект исследования, а на периферии –  факторы, определяющие его потребительские свойства, нуждающиеся в совершенствовании.

Например, если мы создаем какое-то изделие, то в середине листа мы пишем название самого изделия, а дальше по сторонам  описываются:

Какие материалы потребуются для выполнения работы;

Какие необходимые инструменты и оборудование (из всего перечисленного предлагается написать: есть ли в наличии в школе, у самого ученика);

Необходимо уяснить модель, размеры, форму изделия и записать в каком стиле будет выполнен проект, его дизайн;

Описать  поэтапно всю технологию изготовления изделия, учитывая безопасность выполнения;

И последнее – необходимо посчитать его себестоимость с тем, чтобы изделие не было убыточным.

        3. Поддержка и поощрение использования учащимися различных направлений поиска информации. На данном этапе дети выполняют поиск информации: посещение библиотек, использование интернет ресурсов, в последнее время активно внедряю в образовательный процесс «Облачный» сервис, использую IT- приложения  Googl. (Выход на мою страничку). Здесь у меня имеется электронная библиотека по всем разделам технологии, папка творческие проекты, где находятся материалы для совместного доступа с учениками. Они являются не просто читателями, но и редакторами.  Кроме того, использование «облачных» сервисов в образовательной сфере вполне способно обеспечить доступность образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными нуждами и лиц, которые по каким-то причинам не могут  присутствовать в образовательном учреждении на уроках. 

4. Консультация учащихся на всех этапах работы.

5. Предоставление ребятам возможности для самооценки выполненных ими проектов и работы над ними. Начиная с самого первого урока, систематически обучаю детей навыкам самоконтроля и самоанализа в оценочной деятельности. Игровая форма самооценки знаний как нельзя лучше соответствует психологическим особенностям подростком.

И начальных классах, это могут быть смайлики,  с помощью которых детки высказывают свое отношение к работе.  В среднем звене использую ролевые игры, где каждый может быть экспертом и мастерицей. В старших классах применяю оценочные листы. Дети, как правило, дают адекватную оценку своим работам.

6. Организация презентации всеми участниками проекта их образовательных продуктов.

        Особое место занимает региональный компонент, который отражается во всех разделах предмета технологии. При работе коллектива над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет  индивидуальные работы учащихся.

     Эти темы могут быть пройдены во время уроков, и как их закрепление индивидуальные работы учащихся, в последствии собранные во внеурочное время, например в   выставку, на определенную тематику. Как пример такой работы, хочу представить ряд работ, выполненных  девочками  5-7 классов на уроках технологии и во внеурочное время. Итог -  прекрасная работа, которая была выставлена на районной выставке, посвященной тысячелетию единения мордовского народа с народами Руси.    Эскизы выполнены каждой из участниц проекта самостоятельно. Каждый из них – мини проект маленькой мастерицы.

       Любой праздник может послужить стартом новых мыслей и идей. Проект  «Отходы в доходы»  поразил всю школу. Из лоскутов шёлка оформили школьную сцену ко Дню 8 Марта.

 Плюсы групповых работ в том, что все они остаются в школе, служат для её украшения, а  так же это прекрасный демонстрационный материал для последующих классов. Лучшие работы учащихся  школы ежегодно участвуют в выставках.

Самые необычные проекты учащиеся представляют на школьных и районных олимпиадах. Хочется отметить, что каждый год прослеживается динамика положительного результата. Процент качества и успеваемости растет.  Внедрение современных информационных технологий, так же дает положительные результаты. У уч-ся наблюдается повышение мотивации к учению моего предмета

Начиная с 2008 года, мои уч-ся являются победителями районных олимпиад по технологии.  В 2012  моя ученица заняла первое место в республиканском туре. В течение 6 лет участвуем в конкурсе «Одаренные дети». Имеются призовые места, а так же Гран При Всероссийского этапа конкурса «Одаренные дети». Очень активно принимаем участие во Всероссийских интернет конкурсах, где  так же имеем призовые места. Мы можете заметить разнообразие творческих работ. Я стараюсь не ограничивать уч-ся, а наоборот поощряю новые идеи, необычные и непривычные материалы в работе.  

Даже не совсем удачно выполненный проект имеет положительное педагогическое значение. Снимается «страх» перед неправильным высказыванием. Происходит преодоление психологической инерции, развитие творческого воображения. Здесь есть главное — труд. Без труда нет результата, нет урока, нет продукта, именно он — труд — становится сердцевиной урока. Модель, про которую идет речь не будет полной без правильно выстроенной цели. Нужно дать детям понятную, интересную и достижимую для них сегодня цель.

В том случае, когда субъектом образования становится сам человек, когда он не только «образовывается», но и сам образует (создает) мир вокруг себя, тогда и реализуется  «проективное образование» школьников, которое является основой технологического образования будущих граждан страны.

Несмотря на всю увлекательность процесса проектирования, уровень мотивации учащихся необходимо постоянно поддерживать. С этой целью приемы, методы и технологические алгоритмы должны постоянно совершенствоваться в практике работы педагога.

 

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне -  и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь»