Выступление на республиканской секции руководителей методобъединения учителей технологии

на тему

«Комплексный подход к организации проектной деятельности при изучении народных промыслов».

 

 

Учитель трудового обучения: Храмушина С.Е.

 

 

         Подрастающему поколению необходимо овладеть знаниями о сущности технологических преобразований окружающей действительности. Молодые люди, вступающие в трудовую и общественную жизнь, должны иметь четкие представления о реально сложившихся методах преобразующей деятельности, её эволюции и тенденциях развития, результатах и последствиях влияния на личность, общество и природу. Необходимым условием осознания проблем и процессов технологического развития общества является наличие знаний и умений по выполнению различных преобразовательных процедур, по проектированию и прогнозированию собственной деятельности в непрерывно меняющейся и усложняющейся технологической среде.

         Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Цель педагогического опыта:

         Доказать, что ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетипичные задачи, выявить деловые качества работника нового типа.

           Ведущим методом обучения школьников технологии, декоративно-прикладного творчества является метод творческих проектов. Этот метод обучения учащихся подразумевает выполнение учеником под руководством учителя творческого проекта, результатом которого является изделие или услуга.

Деятельность учащихся по выполнению творческих проектов от идеи до её полного воплощения в изделие или услуге является проектной деятельностью.

         В целом, результатом проектной деятельности является не только изделие или услуга (это практическая сторона), но главное – интенсивное развитие интеллектуальных и физических качеств школьника, его духовного мира.

         На этапе разработки различных вариантов проектных идей учащиеся изучают историю выбранного изделия или услуги, делают рисунки, эскизы, составляют схемы возможных вариантов, определяют их достоинства и недостатки. Учитель помогает ребятам найти необходимые документы, материалы, экспонаты, открытки, художественные произведения. Кроме этого посещение музеев, выставок, просмотр слайдов, хроникально – документальных фильмов, посещение народных мастеров на дому.

         Так учащиеся знакомятся с методом сбора, хранения, переработки информации. Творческие проекты, разработанные учащимися, не лежат

мертвым грузом, как правило, это победители районных конкурсов– выставок.

     Распространение накопленного опыта нашло отражение:

o   Участие в муниципальных, профессиональных конкурсах;

o   Внеклассная работа по предмету;

o   Участие в районном методическом объединении учителей образовательной области «Технология».

       Организация проектной деятельности на основе комплексного подхода развивает у учащихся самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, формирует навык планомерностей, технологической деятельности и способности к самореализации.

Технология в школе – это образовательная область, цель которой сформировать у школьников знания о способах преобразования материалов, сырья, энергии и информации в нужный для человека продукт, а также умения рационально использовать полученные знания.

          Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых товаров и услуг обладающих субъективной и объективной новизной, имеющих практическую значимость.

         Основу методов проектов составляет гуманистический подход к технологии и творческая проектно-технологическая система обучения школьников. При этом подходе техника создается не для побед, а для разрешения технологических проблем, улучшающих жизнь человека, обеспечивающих среду обитания человека.

         Созданная своим разумом и изготовленная своими руками вещь с учетом достижений научно-технического прогресса, требований дизайна и техноэтики делает человека добрее, гуманнее, бережливее. Трудовая воспитанность учащихся возрастает в процессе постижения технологической культуры, проектно-технологической деятельности через учебно-игровую, учебно-экспериментальную, и учебно-производственную деятельность.

Опыт показал, что организация проектной деятельности на основе комплексного подхода развивает у учащихся самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, формирует навык планомерной, технологической деятельности и способности к самореализации.

         Работая по методу проектной деятельности учащиеся школы,добиваются хороших результатов.

                  Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно. Вначале доступные творческие задания.

         Основные требования, предъявляемые к проектному изделию, сводятся к следующему:

o   Посильность – учитываются возможности ученика (физические, интеллектуальные, материальные)

o   Преемственность – содержание проектной деятельности школьника должно учитывать знания и умения освоенных ранее разделов.

o   Технологичность – заключается в возможности максимально простого изготовления, с наименьшими затратами труда, т.е. выбор наиболее рациональной технологии.

o   Экономичность – этот этап требует от ребят изготовление изделия с наименьшими затратами, с получением наибольшей прибыли при реализации или эксплуатации изделия.

o   Экологичность – состоит в том, что изготовление и эксплуатация изделий не повлекут за собой существенных изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека, животного и растительного мира.

o   Безопасность – предусматривает как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране труда, производственной санитарией, гигиеной и т.д. В проекте должна, исключатся возможность травматизма и профессиональных заболеваний.

o   Систематичность – содержание работы по выполнению проекта должно комплексно отражать изученный материал в течение года.

o   Творческая направленность и занимательность – предполагает творческую деятельность и учёт интересов детей.

o   Посильность – предполагает соответствие уровню подготовки учащихся, их индивидуальным, возрастным физиологическим возможностям.

o   Соответствие требованиям дизайна – проектируемое изделие должно быть внешне эстетически красивым, модным, должно гармонично сочетаться  все детали и цветовая гамма, а также быть практичным, функциональным.

o   Общественно – личностная значимость – изготовленное изделие должно иметь определенную ценность, полезность для общества или конкретной личности.

o   Безопасность – речь идёт о соблюдении правил техники безопасности и охране, создания изделий (услуг) безопасных для себя и окружающих.

         Подробно рассмотрим творческие виды проектов. Они имеют не строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике «дизайн – петли»:

o   Определение потребности в изделии Обоснование проекта и построение звездочки обдумывания.

o   История возникновения объекта.

o   Технологическая последовательность изготовления изделия.

o   Эскизы различного оформления изделия.

o   Инструменты и материалы.

o   Правила техники безопасности.

o   Экономическое и экологическое обоснование проекта.

o   Реклама.

o   Список используемой литературы.

o   Приложение.

o   Оценивание.

Ребята постепенно учатся соблюдать эти правила и требования, проявляя при этом фантазию, творчество. Не лишней бывает и помощь родителей. Особенно в пятых классах, когда ребенок ещё делится радостью находок с родителями. А потом увлечение мамы может перерасти в увлечение дочери или наоборот. Дети не скрывают, что им помогали мама или папа. Ведь совместный труд приносит ребёнку двойную радость.

         Чем старше становятся дети, тем весомее у них проекты.     Опыт работы показал, что использование метода проектов в 5-х -7-х классах обучая школьников выявлению потребностей, выдвижению идей, планированию работы, изготовлению изделий, их испытанию и оценке, целесообразно сочетать фронтальную и индивидуальную работу. Даже при фронтальной разработке проекта учащиеся могут использовать собственный опыт, реализовать свои интересы. В старших классах использование метода проектов позволяет учащимся уточнить свои профессиональные планы, овладеть знаниями по рациональному использованию средств для осуществления определенной деятельности, развить творческую активность и, что особенно важно, формирует способность самостоятельно, по мере  необходимости, приобретать знания и умения и применять их в новых ситуациях.          

 Содержательной основой проектов стало изучение традиционных народных промыслов России.  Изучение и изготовление различных изделий в технике народных промыслов является содержательной основой выполнения ученических проектов, позволяющих включить детей в самые различные виды деятельности.

         Своих учеников я нацеливаю на то, что темы творческих проектов могут быть самыми разнообразными, включающими в себя вопросы из различных областей жизни и деятельности людей. А результатом выполнения творческого проекта должно стать реальное изделие, выполненное на достаточно высоком технологическом уровне, способное стать конкурентоспособным товаром на рынке или удовлетворить потребности семьи в чем-либо.

 

Приложение 1.

Элективный курс «Декоративно-прикладное творчество» (11 кл.)

Приложение 2.

 Злективный курс «Художественная обработка материала» (11 кл.)

Приложение 3.

 Национально – региональный  компонент на уроках технологии.