Выступление на семинаре учителей
трудового
обучения
на тему
«Использование дифференцированного подхода в
разработке тестов по технологии»
Учитель
трудового обучения: Храмушина С.Е.
1.
Введение.
Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются
индивидуально каждым учеником и процесс усвоения знаний может быть не одинаков
у детей разных групп и классов. Поэтому организация дифференцированного
обучения детей обеспечивает возможность понимания учебного материала каждым
учеником.
Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников
являются планомерные систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и
групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и
анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи. Главное же заключается
в правильном подборе методик обучения для учеников с разным уровнем знаний.
Личностно-ориентированное
образование ориентированно на ученика, на его личностные особенности, на
культуру, на творчество как способ самоопределения человека в культуре и жизни.
Термин
«дифференциация образования» обозначает разделение учебных планов и программ в
специализированных школах, классах или в старших классах средней школы,
осуществимое на факультативах
Принцип
дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует
осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели
общего среднего образования. Применение дифференцированного подхода к учащимся
на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение
всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.
Она должна
быть гибкой и подвижной, позволяющей учителю в процессе обучения подходить
индивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса.
Постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса "единства
требований" ко всем учащимся без учета особенностей их
индивидуально-психологического развития тормозит их нормальное обучение,
становится причиной отсутствия учебных интересов.
Сейчас уже не стоит вопрос, нужен ли
компьютер в обучении, речь идет о тех принципах, формах и методах, на основе
которых он применяется. Нет сомнений, что компьютеризация учебного процесса,
подчас идущая методом проб и ошибок, - проблема серьезная и имеющая самые
разнообразные аспекты, в особенности, если речь идет о гуманитарных
дисциплинах.
Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также дает
возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых
вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным
вопросам и сделать "работу над ошибками”.
Наибольшее продвижение на
сегодняшний день достигнуто в области создания контролирующих программ. Здесь
наблюдается значительное разнообразие разработок, начиная от жестко
поставленных вопросов, предполагающих однозначные ответы, и заканчивая ответами
в свободно конструируемой форме. Такое внимание к педагогическому контролю
вполне оправдано, потому что традиционная система контроля в школе переживает
определенный кризис, на что неоднократно указывалось многочисленными
исследователями этой проблемы. Недостатки традиционной системы контроля
очевидны и являются во многом продолжением ее достоинств. Простота и
универсальность устного опроса весьма привлекает, однако он выборочен, не дает
возможность выслушать всех, а в случае слабых ответов полностью убивает интерес
сильных учеников к теме обсуждения.
Наконец, все преподаватели знают, как разнообразит учебный процесс и повышает
мотивацию студентов к обучению использование каких-то новых элементов в
преподавании, поэтому любой творчески мыслящий преподаватель постоянно что-то
изобретает в дополнение к существующей системе контроля.
Мне бы хотелось обратить внимание еще на одну форму контроля знаний,
форму универсальную, применимую как в средней школе, так и в высшей. Мы имеем в
виду тестовый контроль, который в последнее время привлекает все большее
внимание педагогов в самых разных сферах .
Преимущество тестового контроля состоит в том, что он является научно
обоснованным методом эмпирического исследования и в определенной сфере
позволяет преодолеть умозрительные оценки знаний студентов. Следует отметить,
что задания, используемые многими преподавателями и называемые ими тестовыми,
на самом деле таковыми вовсе не являются. В отличие от обычных задач тестовые
задания имеют четкий однозначный ответ и оцениваются стандартно на основе
ценника. В самом простом случае оценка студента есть сумма баллов за правильно
выполненные задания. Тестовые задания должны быть краткими, ясными и
корректными, не допускающими двусмысленности. Сам же тест представляет собой
систему заданий возрастающей трудности. Тестовый контроль может применяться как
средство текущего, тематического и рубежного контроля, а в некоторых случаях и
итогового, но особенно эффективен, на наш взгляд, в первой из этих форм.
Диктовка вопроса и вариантов ответов на
него с предоставлением времени на ответ.
Недостатки:
· трата времени
на диктовку;
· необходимость
повторения, так как тестируемый забывает не только варианты ответа, но и сам
вопрос;
· сложность
проверки из-за особенностей почерка, расположения вариантов ответов (в столбец
или в строку).
· отсутствие
стандартов оформления.
Выдача бланков с заранее сформированными
вопросами и вариантами ответов на них.
Достоинства:
· унификация
оформления;
· возможность
проверки "по шаблону";
· тестируемый
имеет доступ ко всем вопросам сразу, что дает ему возможность ответить на более
легкие (по его мнению), с более большим запасом времени ответа на более трудные
вопросы;
Недостатки:
· необходимость
иметь техническое оборудование для подготовки бланков тестов (например,
компьютер) и навыков работы с ним.
Использование технических средств для
проведения тестирования и анализа результатов. Достоинства:
· хранение в
общей базе данных большого разнообразия тестов по различным дисциплинам и
быстрый доступ к нужному тесту;
· возможность
задания лимита времени либо на весь тест, либо на конкретные вопросы;
· возможность
задания критериев оценки результатов (количество правильных ответов, либо
процентное соотношение);
· автоматизация
проверки результатов тестов;
· возможность
распечатки результатов;
· унификация
оформления результирующих бланков.
Тестирование
с помощью компьютера также гораздо более привлекательно для ученика, нежели
традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую
с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, тесты также
могут быть представлены в игровой форме. При неправильном ответе в ряде школьник
может услышать смешной звук или увидеть неодобрительное покачивание головы
какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден – ученику вручат
виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет
салют. Естественно, что такое тестирование не вызовет у ученика стресса или
отрицательных эмоций.
Недостатки:
· наличие
технической базы (персонального компьютера для проведения теста и печатного
устройства для распечатки результата);
· наличие
программного обеспечения;
· наличие у
тестируемого навыков работы с компьютером и программным обеспечением;
· унифицированные
правила составления тестовых заданий и анализа результатов.
2. Обмен опыта по созданию тестов, используя
дифференцированный подход.
3. Знакомство с тестовой программой «Краб»