Выступление на семинаре учителей

 трудового обучения

на тему

 

 

«Использование дифференцированного подхода в разработке тестов по технологии»

 

 

 

 

Учитель трудового обучения: Храмушина С.Е.

 

 

 

 1.  Введение.

Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учеником и процесс усвоения знаний может быть не одинаков у детей разных групп и классов. Поэтому организация дифференцированного обучения детей обеспечивает возможность понимания учебного материала каждым учеником.

Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются планомерные систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи. Главное же заключается в правильном подборе методик обучения для учеников с разным уровнем знаний.

Личностно-ориентированное образование ориентированно на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения человека в культуре и жизни.

Термин «дифференциация образования» обозначает разделение учебных планов и программ в специализированных школах, классах или в старших классах средней школы, осуществимое на факультативах

Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования. Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

Она должна быть гибкой и подвижной, позволяющей учителю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса. Постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса "единства требований" ко всем учащимся без учета особенностей их индивидуально-психологического развития тормозит их нормальное обучение, становится причиной отсутствия учебных интересов.

Сейчас уже не стоит вопрос, нужен ли компьютер в обучении, речь идет о тех принципах, формах и методах, на основе которых он применяется. Нет сомнений, что компьютеризация учебного процесса, подчас идущая методом проб и ошибок, - проблема серьезная и имеющая самые разнообразные аспекты, в особенности, если речь идет о гуманитарных дисциплинах.

   Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать "работу над ошибками”.

        Наибольшее продвижение на сегодняшний день достигнуто в области создания контролирующих программ. Здесь наблюдается значительное разнообразие разработок, начиная от жестко поставленных вопросов, предполагающих однозначные ответы, и заканчивая ответами в свободно конструируемой форме. Такое внимание к педагогическому контролю вполне оправдано, потому что традиционная система контроля в школе переживает определенный кризис, на что неоднократно указывалось многочисленными исследователями этой проблемы. Недостатки традиционной системы контроля очевидны и являются во многом продолжением ее достоинств. Простота и универсальность устного опроса весьма привлекает, однако он выборочен, не дает возможность выслушать всех, а в случае слабых ответов полностью убивает интерес сильных учеников  к теме обсуждения. Наконец, все преподаватели знают, как разнообразит учебный процесс и повышает мотивацию студентов к обучению использование каких-то новых элементов в преподавании, поэтому любой творчески мыслящий преподаватель постоянно что-то изобретает в дополнение к существующей системе контроля.

     Мне бы хотелось обратить внимание еще на одну форму контроля знаний, форму универсальную, применимую как в средней школе, так и в высшей. Мы имеем в виду тестовый контроль, который в последнее время привлекает все большее внимание педагогов в самых разных сферах .

      Преимущество тестового контроля состоит в том, что он является научно обоснованным методом эмпирического исследования и в определенной сфере позволяет преодолеть умозрительные оценки знаний студентов. Следует отметить, что задания, используемые многими преподавателями и называемые ими тестовыми, на самом деле таковыми вовсе не являются. В отличие от обычных задач тестовые задания имеют четкий однозначный ответ и оцениваются стандартно на основе ценника. В самом простом случае оценка студента есть сумма баллов за правильно выполненные задания. Тестовые задания должны быть краткими, ясными и корректными, не допускающими двусмысленности. Сам же тест представляет собой систему заданий возрастающей трудности. Тестовый контроль может применяться как средство текущего, тематического и рубежного контроля, а в некоторых случаях и итогового, но особенно эффективен, на наш взгляд, в первой из этих форм.

Диктовка вопроса и вариантов ответов на него с предоставлением времени на ответ.

Недостатки:

·       трата времени на диктовку;

·       необходимость повторения, так как тестируемый забывает не только варианты ответа, но и сам вопрос;

·       сложность проверки из-за особенностей почерка, расположения вариантов ответов (в столбец или в строку).

·       отсутствие стандартов оформления.

Выдача бланков с заранее сформированными вопросами и вариантами ответов на них.

Достоинства:

·       унификация оформления;

·       возможность проверки "по шаблону";

·       тестируемый имеет доступ ко всем вопросам сразу, что дает ему возможность ответить на более легкие (по его мнению), с более большим запасом времени ответа на более трудные вопросы;

Недостатки:

·       необходимость иметь техническое оборудование для подготовки бланков тестов (например, компьютер) и навыков работы с ним.

Использование технических средств для проведения тестирования и анализа результатов. Достоинства:

·       хранение в общей базе данных большого разнообразия тестов по различным дисциплинам и быстрый доступ к нужному тесту;

·       возможность задания лимита времени либо на весь тест, либо на конкретные вопросы;

·       возможность задания критериев оценки результатов (количество правильных ответов, либо процентное соотношение);

·       автоматизация проверки результатов тестов;

·       возможность распечатки результатов;

·       унификация оформления результирующих бланков.

Тестирование с помощью компьютера также гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, тесты также могут быть представлены в игровой форме. При неправильном ответе в ряде школьник может услышать смешной звук или увидеть неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден – ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызовет у ученика стресса или отрицательных эмоций.

Недостатки:

·       наличие технической базы (персонального компьютера для проведения теста и печатного устройства для распечатки результата);

·       наличие программного обеспечения;

·       наличие у тестируемого навыков работы с компьютером и программным обеспечением;

·       унифицированные правила составления тестовых заданий и анализа результатов.

    

2. Обмен опыта по созданию тестов, используя дифференцированный подход.

 

3. Знакомство с тестовой программой «Краб»