Методические рекомендации и инструментарий  по проведению рисуночных тестов 

 

Тест «Непроизвольный рисунок»

Предварительные замечания. Многие люди любят рисовать. Иногда этим занимаются специально, приготовив карандаши, краски и листы, а иногда, сидя на лекциях или заседаниях, машинально выполняют на листе бумаг те или иные изображения. Специалисты-графологи заинтересовались этими «почеркушками» и попытались проанализировать, чем они различаются, как их можно толковать, - так появились тесты «непроизвольного рисунка».

Известно, что в свободной изобразительной деятельности существует два основных приема: рисование с натуры и рисование на основе собственной фантазии и воображения. С психологической точки зрения эти два различия предположительно объясняются в связи с явлением экстра- и интроверсии.

Напомним, что эти типологические различия людей были описаны К. Юнгом (1921).

Типология К. Юнга опирается на обширное исследование культуры, начиная с античных времен. Анализ типологических концепций, существующих в искусстве, философии, психологии, позволил выдвинуть идею об экстра- и интроверсии, представляющих собой сложное диалектическое единство осознаваемого и не осознаваемого в структуре личности. Типология Юнга основана на доминировании основных психологических функций: мышления, интуиции, ощущения и чувства.

Таким образом, исходя из концепции о типах, К. Юнг предлагает рассматривать 8 типов:

1)       экстравертированный мыслительный тип;

2)       экстравертированный ощущающий тип;

3)       экстравертированный чувствующий тип;

4)       экстравертированный интуитивный тип;

5)       интровертированный мыслительный тип;

6)       интровертированный ощущающий тип;

7)       интровертированный чувствующий тип;

8)       интровертированный интуитивный тип;

Антлийский искусствовед, художественный критик, а также теоретик эстетического воспитания Г. Рид (1893-1968), подвергший анализу несколько тысяч детских рисунков, пришел к весьма серьезному заключению, что все разнообразие форм художественного выражения детей также можно свести к восьми видам, которые он попытался привести в соответствие с личностной типологией К. Юнга.

В своем анализе Г. Рид опирался на разнообразие форм художественного выражения детей. Для обнаружения восьми видов рисунков он выделил некоторые характеристические признаки.

1.                   Перечисляющий рисунок – в нем изображаются различные объекты, которые трудно объединить какой-либо связью: часто связь не прослеживается, это могут быть отдельные детали и предметы, т.е. простое перечисление.

2.                   Эмфатический рисунок (импрессионистский, экспрессивный) характеризует стремление передать атмосферу непосредственного выражения ощущений, впечатлений.

3.                   Декоративный рисунок обычно подчинен передаче цвета, представляет собой какие-либо узоры, орнаменты, украшения и пр.

4.                   Ритмический рисунок – в нем главное значение приобретает изображение движущихся объектов: машина едет, человек бежит и пр.

5.                   Органический рисунок отличается тем, что художник отдает в нем предпочтение естественным органическим формам, стремясь изобразить, например, деревья, человека, животных и пр.

6.                   Гаптический рисунок характеризует изображение каких-либо внутренних ощущений, часто болезненных, например, «болит ухо», «голова гудит» и пр.

7.                   Имажинарный рисунок обычно содержит какой-либо сюжет, заимствованный из книги, отдельный персонаж, также из книги или собственной фантазии и пр.

8.                   Структурный рисунок – главное внимание направлено на передачу структуры целого. Это может быть как абстрактная фигура, так и сложное целое, состоящее из частей, отображающее его общее устройство, но в целом представляющее один изолированный объект, например, площадь города и пр.

 

Как уже указывалось, Г. Рид установил эмпирическое соотношение между психологическими типами, описывающими (по Юнгу) особенности личности ребенка, и формами его художественного выражения, что отражено в следующей схеме:

Типы

Личностный тип

Вид рисунка

Мыслительный

 

Экстраверт

Интроверт

Перечисляющий

Органический

Чувствующий

(эмоциональный)

Экстраверт

Интроверт

Декоративный

Имажинарный

Ощущающий

(сенсорный)

Экстраверт

Интроверт

Эмфатический

Гаптический

Интуитивный

 

Экстраверт

Интроверт

Ритмический

Структурный

 

Краткое описание психологической типологии К. Юнга

1.                   Экстравертированный мыслительный тип – перечисляющий рисунок. Рассудочные люди, действующие исходя из интеллектуально обдуманных мотивов с ориентацией на факты, общепринятые идеи, исходящие из традиций, воспитания, образования.  Мышление их позитивно, ведет к новым фактам или общим концепциям разрозненного материала. Суждение обычно синтетическое. Как правило, накопление эмпирических «не прерывается» до конца, а объяснение сводится к неккой общей интеллектуальной формуле, где все зависит от широты данной формулы. Если она широка, то это реформатор, общественный обвинитель, очиститель нравов, проповедник серьезных нововведений; если узка, то может стать брюзгой, мудрствующим и самодовольным критиком, который и себя, и других хотел бы «втиснуть» в свою схему. Чувства людей этого типа поддерживают интеллектуальную установку и приспосабливаются к ней. Особо угнетается функция чувств, что приводит к формуле «цель оправдывает средства». Насколько широк размах индивидуального самопожертвования, настолько мелочны, консервативны, подозрительны бывают их чувства.

2.                   Экстравертированный ощущающий тип – эмфатический рисунок. У людей этого типа критерий ценности – та или иная сила ощущений. Наиболее сильно вытесняется интуиция. Чрезвычайно развито объективное чувство. Чаще всего это мужчины, для которых ощущение есть конкретное проявление жизни, ее полноты. Человек осязаемой деятельности, без склонности к рефлексии и властолюбивых намерений. Основные тенденции деятельности – от грубого искателя наслаждений до рафинированного эстета. Вытесненная интуиция может развиться в бред ревности или состояние страха, фобии, навязчивые симптомы. Заболевание неврозом труднее всего лечить разумным способом. Для осознания чего-либо необходимы часто аффективные нажимы.

3.                   Экстравертированный чувствующий тип – декоративный рисунок. Тип, наиболее часто встречающийся среди женщин, руководствующихся чувством, согласованным с общезначимыми ценностями, что особенно сильно проявляется в выборе объекта любви: «любит подходящего мужчину», отвечающего ее разумным требованиям. То, чего не чувствуют, не могут и осмыслить: «Я не могу так думать, потому что не чувствую этого» Чувства часто утрачивают личный характер в ориентации на общепринятое.

4.                   Экстравертированный интуитивный тип – ритмический рисунок. Мышление, ощущения, чувства людей этого типа вытесняются интуицией, с помощью которой человек стремится достичь наибольших возможностей. Интуиция – то вспомогательное средство, которое действует автоматически тогда, когда ни одна из других функций не способна открыть выход из положения. Часто объекты представляются преувеличенно ценными, обычно тогда, когда они необходимы для разрешения ситуации, но, сослужив свою службу, они теряют какую-либо ценность и отбрасываются как обременительный придаток. Обладает тонким чутьем того, что зарождается  и имеет будущее. Пока существует какая-либо возможность, он прикован к ней «силой рока». Мало считается с благополучием окружающей среды. Физическое состояние окружающих, как и его собственное, не является веским аргументом. Обладает собственной моралью, расходящейся с общепринятой. Охотно берется за профессии, позволяющие развить его способности.

5.                   Интровертированный мыслительный тип – органический рисунок. Мышление данного человека ориентировано на субъективный фактор. Факты собираются только как средство доказательства, а не сами по себе. Ценности связаны с развитием и изложением субъективной идеи первоначального символического образа, воспринимаемого внутренним взором. Хочет увидеть факты так, как они заполняют рамки его идеи, претендующей на «оригинальность». Обычно полностью отвергает объект, так что присутствующий человек может чувствовать себя лишним, ненужным или помехой. Тип остается нормальным до тех пор, пока «Я» чувствует себя ниже уровня бессознательного, пока чувства раскрывают нечто более высокое и властное, нежели «Я». В противном случае рождается  подозрительность, переходящая в неврастению, анемия как следствие жестокой борьбы с противниками, гделюбые средства хороши.

6.                   Интровертированный ощущающий тип – гаптический рисунок. Ориентируется на то, что происходит преимущественно в данный момент и на субъективную интенсивность ощущений, вызванных объективным раздражением, т.к. между объектом и ощущением нет пропорциональных отношений, они субъективны. Извне нельзя предвидеть, что на него произведет впечатление, а что нет. С легкостью ставит вопрос, для чего существуют люди, почему объекты имеют право на существование. Отличается странностью, субъективностью поступков. На окружающих людей тип действуют подавляюще, сводя все к некой «правильной» формуле норматива субъективного содержания, чтобы «не выделялись» и держались в должных границах. Такие люди могут позволять управлять собой, за что мстят усиленным сопротивлением и упрямством, в некоторых случаях становясь жертвой агрессивности и властолюбия со стороны других вследствие своей начальной безобидности. При отсутствии художественных способностей самовыражение, впечатления уходят вглубь, а при их наличии выражаются архаически банальными, повседневными фразами. Наиболее сильно вытеснена интуиция, имеющая экстравертированный и архаический характер.

7.                   Интровертированный чувствующий тип – имажинарный рисунок. Постоянно ищет образы, не встречающиеся в действительности. Стремится к внутренней интенсивности, для которой объекты, самое большее, дают внутренний толчок. Глубину этого чувствования можно лишь предполагать, но ясно постичь нельзя. Оно делает людей молчаливыми, трудно доступными, которые, подобно мимозе, «сворачиваются» от грубости. Для обороны выдвигают отрицательные суждения, чувства или поразительное равнодушие. Основополагающие идеи – Бог, свобода, бессмертие – имеют ценность чувства. Чтобы передать все богатство чувства, хотя бы приблизительно, нужна необычайная поэтическая или художественная выразительность. Если же чувства искажаются эгоцентризмом, то более всего становится озабочен своим «Я» и делается несимпатичным. Интровертированному чувствованию противостоит примитивное мышление, находящееся в рабской зависимости от фактов, отрекается от всего традиционного. Случается, что люди этого типа испытывают буквально ощущение парализованности от напористой эмоции или резкое холодное отношение может поразить собеседника в самое уязвимое место. Если чувства заняты чем-то более высоким, чем эгоцентрическое «Я», человек остается в норме. При доминировании «Я» начинает чувствовать, «что думают другие» подозревая их во всевозможных низостях,  в замышлении зла, интригах и подстрекательствах.

8.                   Интровертированный интуитивный тип – структурный рисунок. Интуиция этого типа направлена на внутренние субъективные образы. Относится с вниманием к изменяющемуся объекту, с живейшим сочувствием наблюдая особенности его изменения. Обычно – тип мистика, мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника – с другой. Углубление интуиции влечет за собой часто удаление от осязаемой действительности, и человек становится загадкой для своей ближайшей среды. Если это художник, то его искусство возвышает вещи, которые бывают одновременно и значительными, и банальными, прекрасными и аляповатыми, возвышенными и причудливыми. Если он не художник, то он часто бывает непризнанным гением, праздно загубленной величиной, чем-то вроде мудрого полуглупца, фигурой для «психологических романов». На бессознательном уровне этот тип приобретает как компенсирующие черты «ощущающего экстраверта». Отсюда –  чрезвычайная привязанность к чувственному впечатлению.

 

Тест «Образ мира»

Инструкция. Нарисуйте «картину мира», т.е. мир, его образ, как вы его себе представляете.

Материал. Лист бумаги 250 Х 150, карандаши, ручки.

Интерпретация. На основании особенностей изображения выделяется 5 основных видов рисунков:

1.                   «Планетарная» картина мира – изображение земного шара, других планет солнечной системы – когнитивная картина мира в виде общепринятых нормативных знаний, приобретаемых в школе.

2.                   «Пейзажная» -  в виде городского или сельского пейзажа с присутствием людей, животных, деревьев, цветов и пр. – желаемая картина своего окружения.

3.                   Непосредственное окружение, обстановка вокруг себя, своего дома, какая есть на самом деле, или ситуативная – «то, что приходит на ум». Неожиданные образы, лампа, свеча, идущие от ощущений человека.

4.                   Опосредованная или метафорическая картина мира, передающая сложное смысловое содержание, представленное в виде какого-либо сложного образа.

5.                   Абстрактная, схематическая, отличающаяся лаконизмом построения, в виде некоего абстрактного образа, знака, символа.

Исходя из перечисленных видов изображений «образа мира» можно отметить, что они имеют различные основания, которыми становятся знания, либо собственные ощущения, вызывающие те или иные образы, либо желаемая картина мира и пр.

 В основу интерпретации теста берутся описанные выше психологические типы К. Юнга и схемы Г. Рида.

 

Тест «Автопортрет»

Цель: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.

Материал: карандаш или ручка, лист бумаги 10 х15 см.

Инструкция: «Нарисуйте свой портрет».

При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.

1.                   Эстетическое изображение -  выполняется лицами, имеющими художественные способности, обладающими «рукой художника». Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличает их рисунки.

2.                   Схематическое изображение – в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас, часто к такому типу тяготеют люди мыслительного склада, для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, такое изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.

3.                   Реалистическое изображение – выполненное с более тщательными подробностями, т.е. с прорисовкой лица, волос, ушей, шеи,  одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитивному стилю.

4.                   Метафорическое изображение – человек рисует себя в виде какого-либо предмета или литературного персонажа. Так делают лица художественного склада. Обладающие развитой фантазией, творческими способностями и чувством юмора.

5.                   «Автопортрет в интерьере» - изображение человека в окружении каких- либо предметов, или на фоне пейзажа, комнаты и пр. По-видимому, так рисуют лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.

6.                   Эмоциональный автопортрет – отражение себя в каком-либо эмоциональном состоянии, рисунок часто напоминает шарж. Это делают лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие свое состояние. Изображенная эмоция чаще всего бывает противоположной испытываемой, н-р, грустный человек обычно рисует улыбающееся лицо.

7.                   Изображение позы или движения -  изображение себя в период выполнения какого-либо действия. Такой тип рисунка свойственен людям с выразительными движениями, увлеченными спортом, танцами и пр.

8.                   Изображение себя со спины – делается людьми, обладающими негативизмом по отношению к экспериментатору или самому процессу рисования.

Схема выявления показателей изображения ( по Г. Риду)

Перечисляющий рисунок – изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один – мыслительный экстраверт.

Органический рисунок – изображения себя на фоне живой природы в окружении растений и животных – мыслительный интроверт.

Гаптический рисунок – изображение себя в некоем состоянии, часто в состоянии болезни – сенсорный интроверт.

Эмфатический рисунок – изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне – сенсорный экстраверт.

Декоративный рисунок – изображение себя в явно приукрашенном виде, в красивой рамочке, с присутствием цветов и другого декора – сенсорный экстраверт.

Имажинарный рисунок – изображение себя в виде какого-либо литературного персонажа, а также в виде персонажа, созданного в собственном воображении – эмоциональный интроверт.

Ритмический рисунок – изображается движущийся человек, идущий по лестнице, бегущий и пр. – интуитивный экстраверт.

Структурный рисунок – изображение себя как есть: голова, части  тела, может быть изображено одно лицо, бюст, или в полный рост – интуитивный интроверт.

Р.Бернс (США) Трактует элементы, которые могут быть обнаружены в рисунке, следующим образом.

Голова.

Большая голова обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом.

Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза.

Большие глаза предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению.

Маленькие или закрытые глаза – самопоглощенность или тенденцию к интроверсии.

Уши и нос.

Большие уши – чувствительность к  критике.

Акцент, смещенный на нос, – наличие сексуальных проблем.

Выделенные ноздри – склонность к агрессии.

Рот.

Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью.

Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром.

Скованные руки – жесткая, обязательная, замкнутая личность.

Вяло опущенные руки – неэффективность.

Хрупкие, слабые руки –физическая или психическая слабость.

Длинные сильные руки – амбициозность и сильная вовлеченность в события внешнего мира.

Очень короткие руки – отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

Ноги.

Длинные ноги – потребность в независимости.

Большие ноги – потребность в безопасности.

Рисунок без ног – нестабильность и отсутствие основы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.

 

(По материалам Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко  В.Н.

Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс» 2002.- 688 с.

С.478-490.