«Мини-проект на уроках технологии как средство формирования

регулятивных УУД»

 

                       Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому прежде чем идти на урок современного типа, необходимо понимать,  что деятельность учителя и учащихся поменялись.

      Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».         Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.       И это правильно.  Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни.

 Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Поэтому  уже в начальных классах необходимо формировать у уч-ся УУД. С этой целью на своих уроках внедряю мини-проекты. (слайд №1)

    Этому способствует УМК  серии «Перспектива» и «Перспективная начальная школа». Особенность учебников «Технология» - это наличие материала, позволяющего формировать у уч-ся навыки проектной деятельности.  Освоение обучающимися проектной деятельности начинаю со 2-ого класса.    Именно на уроках технологии, работая над проектами, учащиеся выдвигают и обосновы­вают идеи, моделируют, конструируют, выполняют экономические расчеты, подбирают необходимые материалы, инструменты и определяют технологиче­ские этапы изготовления того или иного изделия, актуализируя и применяя на практике знания по многим другим предметам. Например, в 3 классе мы изготавливаем самодельный компас, который затем используется на уроках окружающего мира. При изучении таких разделов как конструирование и моделирование мы производим расчеты, строим чертежи, то есть, используем знания, полученные на уроке математики. Очень часто идеи для творческой работы мы берем из литературы, это герои и сюжеты сказок, рассказов и т.д. Каждый урок несет в себе межпредметную связь.

В начальных  классах на уроках технологии целесообразнее планировать небольшие по объему проекты, сфокусированные на отдельных компонентах. В этом случае учащиеся постепенно осваивают этапы проектирования, время от запуска проекта и выполнения готового изделия не растянуто, что способствует мотивации школьников, не угасает их интерес к работе над проектом, виден результат, пополняется банк проектов. В процессе обучения учащимся предлагается выполнять 2-4 мини-проекта.  Это краткосрочные проекты, при этом продукт проектной деятельности выполнен полностью, а проектная документация отражает лишь только  ход работы мысли учащихся и логику их деятельности. При подготовке к работе над проектом мы отвечаем на вопросы юного технолога. (слайд №2) Затем переходим к заполнению технологической карты. (слайд №3)

Все графы заполняют сами уч-ся, вносят изменения по ходу своей деятельности. То есть я не даю четких пошаговых действий, а только направляю их деятельность. Такая деятельность формирует и  развивает регулятивные действия. Например, при изучении раздела «Работа с бумагой» детей знакомлю с техникой квиллинг и некоторым элементам этой техники. Затем предлагаю им разработать творческий проект с использованием данной техники. Результат очевиден. (слайд №4-5)

        Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. У меня занятие  начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения.  Например,  при изучении раздела Искусственные материалы, мы изучаем свойства фольги. Начинаю урок с того что каждый ребенок исследует этот материал на ощупь и рассказывает о том какая фольга, какими свойствами она обладает. Кто-то говорит она мягкая, другой, что она хорошо держит форму,  на ней остаются четкие сгибы, заломы, третий скажет, что она не крепкая и  т.д. И они все будут правы. Мне только останется обобщить их ответы.  И мы все вместе придем к выводу, что из нее можно делать плоскостные работы, объемные и рельефные. И каждый для себя в дальнейшем выберет свой прием работы с этим материалом. Значит, прежде всего, на начальном этапе урока необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Тем самым на уроках учу учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики предполагают, каких результатов они могут достигнуть.

       После нескольких уроков  я ощутила преимущества мини-проектов: создаётся ситуация успеха, уч-ся ориентируется на быстрый практический результат,  учится эффективно распределять время и экономно его использовать,  строят новые отношения в сотрудничестве, проявляют свои организаторские способности.

      На выполнение учащимися проектных задач я выделяю  целый урок или несколько уроков, объединенных в раздел. Пример, в 4 классе при изучении темы. Изготовление изделий из полуфабрикатов мы изготавливали вазу для осеннего букета. Овладев основными способами соединения деталей, я предложила уч-ся разработать проект по декорированию изделия. Результат  перед вами. (слайд №6) В зависимости от объема изучаемого материала и от сложности работы ввожу как индивидуальные,  так и коллективные проекты. Например. Проект на несколько уроков мной был реализован в 3 классе при изучении темы «Куклы для театра». (слайд №7) В течении 3 уроков уч-ся работали над коллективным проектом, а на итоговом занятии уч-ся показывали представление. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект. Пример такого проекта – это ваза, выполненная уч-ся на тему «Декорирование предметов быта». (слайд №8)Начинаю работать над проектами постепенно.

      С начала обучения приучаю ученика использовать во внешней речи планирование действий. Мы проговариваем вслух (для того чтобы…(цель), надо…(действие), как получается…..(контроль над качеством), что получилось….(оценка этого качества), в первую очередь ребенок должен сам оценить результат своей деятельности, что нужно, что бы….(коррекция). (слайд №9)

      Конечно, каждый ребенок по - своему индивидуален. А проектная деятельность в большей степени предполагает индивидуальную работу. И говорить что у детей все сразу, получается  было бы не правильно. Конечно, у уч-ся при выполнении заданий возникают трудности, таких детей я прошу, получив задание, сразу же повторить его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, а также отнести это задание лично к себе; во-вторых, предлагаю тут же им сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределять работу и.т.д.

       Регулярно обсуждаю изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализируем причины неудач и выделяем недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.

        Очень часто у ребенка возникают трудности при определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Помогаю ему сначала ставить цель на очень короткий срок и выполнять самоконтроль своей деятельности.  Для этих целей уч-ся письменно фиксирует в технологической карте оценку качества выполняемых им работ. Если у ребенка возникают трудности при оценивании, проводим коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль.

        Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Я считаю, что учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия.

     Главное для меня - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И моя задача - помочь ученикам в этом. Желаю себе всем Вам  терпения и творчества!