Тема занятия: «Подкова на счастье».  (Декорирование в технике «декупаж»)

Цель урока: Знакомство с техникой «декупаж».              

Задачи урока:

Обучающая: Познакомить учащихся с новым видом  декоративно-прикладного творчества и приемами работы в технике «декупаж».

Развивающая: способствовать развитию и формированию эстетического потенциала учащихся, их самостоятельности при реализации своих идей в творческие проекты.

Воспитательная: воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе,  аккуратность, сознательное выполнение правил техники безопасности при работе с режущими, колющими предметами и клеем.

 

Средства обучения:

  Наглядные

- Проектор, экран, персональный компьютер с выходом в интернет

- IT-приложение «облачных» сервисов Googl

- Дидактический материал

- Образцы готовых изделий

 

Учебные:

Тетрадь,  объект для декупирования (основа), ножницы, салфетки  для вырезания, клей ПВА, кисти,  холст, краски.

 

Тип урока:

Нетрадиционный.  (Творческая мастерская)

 

Методы организации и контроля: словесный, демонстрационный, практический.

 

План:

1.     Актуализация знаний по предыдущим темам.

2.     Сообщение темы (проблемное).

3.     Изложение нового материала.

4.     Первичное закрепление новых знаний.

5.     Вводное инструктирование уч-ся.

6.     Практическая работа уч-ся

7.      Выставка и анализ готовых изделий.

8.     Рефлексия. Итог урока.

 

 

Ход урока:

      1 этап. Актуализация знаний по предыдущим темам. Цель этапа: Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.

    

       Здравствуйте, девочки! Я вижу  у  вас хорошее настроение, пусть оно сохранится на протяжении всего занятия!  А хорошее настроение у нас бывает от чего? Когда у нас все ладится, все получается, все здоровы и счастливы.  С  древних времён существует талисман (оберег), который приносит её владельцу счастье и защищающий его от действия злых сил. Этот талисман-подкова. Насколько крепко люди верили в силу подковы, свидетельствует одно из добрых пожеланий, распространенных в начале прошлого века. "Пусть ваш порог никогда не лишится своей подковы!" Сегодня мы с вами каждый создадим свою подкову - маленький кусочек своего счастья.

      Наши подковы станут отличным дополнением интерьера вашего жилья, и исправно будут выполнять свою работу по защите Вашего дома от несчастий и принесут Вам удачу, которой так часто не хватает в нашей жизни.

 

       2 этап. Сообщение темы (проблемное). Выход в персональный «облачный» сервис. Цель этапа: Прочное закрепление знаний, полученных раньше. Повторение материала прошлых уроков    

       

         Тема нашего урока «Подкова на счастье». Мы с вами научимся декорировать изделие в новой технике и выполним коллективный творческий проект.  (слайд №1)

        Давайте поговорим о том, чему вы научились на прошедших занятиях. Вы научились утюжить, шить вручную и на швейной машине, выполнять отделку различный предметов или изделий и многое другое. Вы очень многому научились. Предмет технология знакомит вас со многими разделами: это кулинария, конструирование и моделирование изделий, пошив изделия, рукоделие, разработка творческого проекта. Мне хочется остановиться подробнее на последнем разделе. Творческий проект -  это самостоятельная, творческая, завершенная работа учащегося под руководством учителя. Я уверена, что многие из вас сталкивались с проблемой выбора тематики для творческого проекта. Сегодня на уроке я вас научу как быстро и оригинально решить ее.

        (Работа в тетради) Открываем рабочие тетради и записываем тему урока «Подкова на счастье». Декорирование в технике «декупаж».  Для начала давайте выделим алгоритм, по которому разрабатывается продукт творческого проекта. (Работа в тетради) Проектное изделие  = материал + техника + инструменты. (слайд  № 2)  Для примера возьмем, на мой взгляд, самый интересный раздел технологии – рукоделие. Назовите основные виды рукоделия? (вышивка, аппликация, вязание, макраме, лепка…) Давайте с вами попробуем заменить материалы, техники, инструменты,  что мы из этого получим? (рассуждения уч-ся) Перед нами раскрываются новые виды ДПИ, новые возможности и идеи для вашего творческого проекта. Необходимость сохранения традиций народного творчества в современных условиях требует их адаптации  или видению по-новому. Приведу слова писателя Василия Белова «Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-либо, движение от ничего или из ничего невозможно». Появляются новые материалы, которые требуют изменений. Раньше не было вышивки лентами, а была вышивка крестом, гладью. Новыми технологиями ДПИ можно назвать: коллаж, нетканый гобелен, вышивку лентами, флористика, нитяную графику (изонить),  изделия из соленого теста и природных материалов (круп, гафрокартон…).    

        3 этап. Изложение нового материала. Цель этапа: Узнать основные сведения о салфеточной технике, о видах декорирования и этапах подготовки к нему.

         

      Сегодня на уроке вы начнете знакомство с еще одним видом прикладного творчества – "декупаж". Это очень интересная техника. Надеюсь, вам понравится. Так что же такое – декупаж?

         Декупаж - это вид прикладного творчества, представляющий собой технику декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения напечатанных полиграфическим способом картинок с последующей лакировкой полученного изображения для защиты от внешних воздействий. Проще говоря – это аппликация, но особенная – покрытая лаком, поэтому мастерски выполненный декупаж, выглядит как роспись и производит на зрителя эффект нарисованной картины.  (слайд №3)    

      (Работа в тетради) Запишите в тетради определение. «Декупаж» – французкое слово, означает «вырезать».  (слайд №4)

            Из истории

   Декупаж как форма искусства возник в Венеции 300 лет назад. Считается, что XVII век стал самым благоприятным для развития техники декупажа и других рукоделий с использованием бумаги. В разные времена декупаж был известен под различными названиями. Итальянцы называли его искусством для бедных. Французы – глазурь для бедняков. Декупаж стал развлечением для гостей. У любой дамы на столике для рукоделия можно было обнаружить пару маленьких ножниц для того, чтобы вырезать картинки для украшения альбомов. В России интерес  творческих людей к декупажу начал проявляться не так давно.

        Историю развития декупажа вы изучите самостоятельно на моей страничке облачного сервиса. Для этого вам  надо будет открыть документ под название историческая справка, прочитать его и в конце ответить на 3 вопроса. Это будет вашим домашним заданием.

       А теперь давайте изучим эту технику более подробно. Что такое декорирование предмета? (всякое художественное украшение предмета или помещения, легкий и приятный способ сделать домашний очаг уютнее и красивее).

       Какие предметы можно декорировать? (посуду, мебель, бытовую технику, одежду, кухонную утварь, рамки для фотографий, шкатулки и др.) Декупажем можно оформить практически все, что подскажет нам наша фантазия: цветочные горшки, вазы, тарелки (декоративные), стаканы, разделочные доски (деревянные или пластмассовые). Да мало ли что можно сделать… Главное, что все вещи получатся красивые, эксклюзивные и полезные в хозяйстве! (слайд №5-6)

        Постепенно появились новые технологии декупажа –«салфеточный декупаж». Декупаж из ткани и на ткани, объемный декупаж с применением модельной массы. (слайд №7) К тому же появились дополнительные, не использовавшиеся ранее в декупаже, приемы – золочение, состаривание, кракле и другие. ( Показ готовых изделий)

        Техника декупажа ещё и очень полезна для вашего развития: она развивает художественный вкус и фантазию, при вырезании мотивов тренируется мелкая моторика рук, что помогает тренировать память и внимание, развивать речь!

 

4     Этап. Первичное закрепление новых знаний. Цель этапа: Проверить усвоение новых знаний на уроке.

        Давайте подведем итог нашего разговора. Я напомню вам, что  «техника декупажа" - это техника украшения, декорирования предметов  с помощью вырезанных бумажных мотивов с последующим покрытием лаком. (слайд №8)

·        На поверхностях, из каких материалов может быть выполнен декупаж? (Стекло, дерево, металл, ткань, пластмасса, картон).

·        Как с французского языка переводится слово "декупаж"? (вырезать)

·        Когда появилась техника "Декупаж" и в какой стране? (17 век Венеция)

·        Что можно украшать в технике "декупаж"?

           

      5. Этап. Вводное инструктирование уч-ся: Цель этапа: Обучение навыкам индивидуальной работы.  Развитие творческого отношения к работе.

 

Для работы используются: (слайд №9)

1. Основа – предмет, который декорируется.

2. Декупажные карты. Вместо декупажных карт так же можно использовать рисовую бумагу.  Салфетки для Декупажа. Из трехслойной салфетки в декупаже используется только один самый верхний цветной слой. Этот тонкий слой накладывают на поверхность заготовки и наносят мягкой кистью средство для декупажа.

5. Самые необходимые инструменты для декупажа - очень острые небольшие ножницы (маникюрные, медицинские, специальные ножницы для ришелье и гобеленов).

6. Кисти - удобно использовать плоскую синтетическую кисть шириной 1-2 см. Для крупных предметов лучше использовать кисти большей ширины или валик. Часто удобнее наносить краску и лак не кистью, а поролоновой губкой.

7. Если рисунок на салфетках слишком мелок и тонок для вырезания, то вырезаются крупные элементы, а мелкие дорисовываются акриловыми красками (можно использовать гуашь).

8. Для приклеивания вырезанных элементов к основе используется:

- спец. клей для декупажа (или клей ПВА разбавленный 1/2).

9. Для конечного завершения работы используется акриловый лак. Есть специальные художественные лаки.

 

         Во время практической работы не забывайте о технике безопасности при работе с ножницами, клеем. Инструкционная карта находится у вас в рабочих тетрадях на стр .3

 

           Техника безопасности при работе с ножницами

1.    Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2.    При работе внимательно следите за направлением резания.

3.    Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4.    Не держите ножницы лезвием вверх.

5.    Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6.    Не режьте ножницами на ходу.

7.    Не подходите к товарищу во время работы.

8.    Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9.    Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

 

                       Техника безопасности при работе с клеем

1.    С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2.    Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3.    Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

4.    При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

5.    По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

6.    При работе с клеем пользуйтесь перчатками и салфеткой.

 

6 этап. Практическая часть.

       Сегодня мы с вами создадим сувенир «Подкова на счастье» с использованием техники «декупаж» Наша работа будет строиться из двух этапов. 1-Разработка эскиза сувенира. 2. Выполнение сувенира по задуманному эскизу.  Ознакомьтесь с инструкционной картой на стр.4.

        Изучите текст. У кого какие вопросы по порядку работы? Давайте выделим основные моменты первого этапа.

 

Порядок выполнения работы:

1 этап:

1.Занять место на ПК.

2. Выйти на личную страничку в «облачном» сервисе Googl – далее-«Мой диск»- далее- «Доступные мне» -далее- открыть презентацию «Декупаж».

3. На выбранном слайде, используя элементы аппликации составить( путем перетаскивания мышкой)  композицию на подкове.

4. Сохранить изменения на слайде.

5. После анализа и корректировки эскиза учителем, можно приступать к следующему этапу.

 

2 этап:

1.     Повторить технику безопасности при работе с ножницами, клеем.

2.     Выбрать  элементы из салфетки для композиции

3.     На выбранное место основы приложить вырезанную картинку.

4.     Кистью нанести клей на лицевую сторону приложенной картинки, двигаясь от центра к краям.

5.     Выполнить отделку изделия используя дополнительные материалы: бисер, краски, холст, бисер.

6.     Сушка изделия

      Учащиеся, основываясь на инструкционную карту и собственный эскиз, оформляют изделие.

      

  

 

 7 этап.  Выставка и анализ готовых изделий.

        Сегодня у нас был праздник творчества и мастерства! Получились очень интересные работы. Они могут быть подарками для ваших близких и родных. Совершенно не важно, оставите вы подкову себе или подарите её друзьям, родственникам,   в качестве знака уважения и внимания. Подкова - прекрасный подарок любому человеку, потому что выражает пожелания счастья и благополучия. Чем больше вокруг нас будет счастливых людей, тем лучше, добрее и теплее станут наш мир и наша жизнь.

         Как правильно вешать подкову? В России с давних времён принято придерживаться такой традиции: внутри дома подкова вешается ветвями вверх (олицетворяет собой чашу, которая будет привлекать в дом богатство), а снаружи, например, над крыльцом – ветвями вниз (вся негативная энергия дома будет задерживаться на ней и стекать вниз, на землю).

 

Когда человек вешает подкову, он должен перед этим за обе ветви руками взяться и сказать:

 

Как подкову на дверь прибиваю,

Так себя и дом от всякой беды ограждаю,

Всё плохое за порог выгоняю,

Любовь, радость в дом привлекаю!

 

  Каждый из вас сделал маленький талисман счастья, а в итоге у нас одно большое счастье на всех.

 

 

          8 этап.  Рефлексия.  Давайте с вами подведем итог нашего занятия. Как вы себя чувствовали на занятие, комфортно ли вам было? Выскажитесь каждый, одним словом. Давайте начнем с меня. Мне было интересно с вами работать, у вас получились отличные работы …………

Уборка рабочих мест. Урок закончен, спасибо всем!