Тема занятия: «Подкова на счастье». (Декорирование
в технике «декупаж»)
Цель
урока: Знакомство с техникой «декупаж».
Задачи урока:
Обучающая: Познакомить учащихся с новым видом декоративно-прикладного творчества и приемами
работы в технике «декупаж».
Развивающая: способствовать
развитию и формированию эстетического потенциала учащихся, их самостоятельности
при реализации своих идей в творческие проекты.
Воспитательная:
воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, аккуратность, сознательное выполнение правил техники
безопасности при работе с режущими, колющими предметами и клеем.
Средства обучения:
Наглядные
- Проектор,
экран, персональный компьютер с выходом в интернет
- IT-приложение «облачных» сервисов Googl
- Дидактический
материал
- Образцы
готовых изделий
Учебные:
Тетрадь, объект для декупирования (основа), ножницы,
салфетки для вырезания, клей ПВА, кисти,
холст, краски.
Тип урока:
Нетрадиционный. (Творческая мастерская)
Методы организации и
контроля: словесный,
демонстрационный, практический.
План:
1.
Актуализация
знаний по предыдущим темам.
2.
Сообщение темы
(проблемное).
3.
Изложение нового
материала.
4.
Первичное
закрепление новых знаний.
5.
Вводное
инструктирование уч-ся.
6.
Практическая
работа уч-ся
7.
Выставка и анализ готовых изделий.
8.
Рефлексия. Итог
урока.
Ход урока:
1 этап. Актуализация знаний по
предыдущим темам. Цель этапа:
Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.
Здравствуйте,
девочки! Я вижу у вас хорошее настроение, пусть оно сохранится
на протяжении всего занятия! А хорошее
настроение у нас бывает от чего? Когда у нас все ладится, все получается, все
здоровы и счастливы. С древних времён существует талисман (оберег), который
приносит её владельцу счастье и защищающий его от действия злых сил. Этот
талисман-подкова. Насколько крепко люди верили в силу подковы, свидетельствует
одно из добрых пожеланий, распространенных в начале прошлого века. "Пусть
ваш порог никогда не лишится своей подковы!" Сегодня мы с вами каждый создадим
свою подкову - маленький кусочек своего счастья.
Наши подковы станут отличным дополнением
интерьера вашего жилья, и исправно будут выполнять свою работу по защите Вашего
дома от несчастий и принесут Вам удачу, которой так часто не хватает в нашей
жизни.
2 этап. Сообщение темы (проблемное). Выход в персональный «облачный» сервис. Цель этапа:
Прочное закрепление знаний, полученных раньше. Повторение материала прошлых
уроков
Тема нашего урока «Подкова на счастье». Мы с вами научимся декорировать изделие в
новой технике и выполним коллективный творческий проект. (слайд №1)
Давайте
поговорим о том, чему вы научились на прошедших занятиях. Вы научились утюжить,
шить вручную и на швейной машине, выполнять отделку различный предметов или
изделий и многое другое. Вы очень многому научились. Предмет технология знакомит
вас со многими разделами: это кулинария, конструирование и моделирование
изделий, пошив изделия, рукоделие, разработка творческого проекта. Мне хочется
остановиться подробнее на последнем разделе. Творческий проект - это самостоятельная, творческая, завершенная
работа учащегося под руководством учителя. Я уверена, что многие из вас
сталкивались с проблемой выбора тематики для творческого проекта. Сегодня на
уроке я вас научу как быстро и оригинально решить ее.
(Работа в тетради) Открываем рабочие
тетради и записываем тему урока «Подкова на счастье». Декорирование в технике
«декупаж». Для начала давайте выделим алгоритм,
по которому разрабатывается продукт творческого проекта. (Работа в тетради) Проектное изделие = материал + техника + инструменты. (слайд № 2)
Для примера возьмем, на мой взгляд, самый интересный раздел технологии –
рукоделие. Назовите основные виды
рукоделия? (вышивка, аппликация, вязание, макраме, лепка…) Давайте с вами
попробуем заменить материалы, техники, инструменты, что мы из этого получим? (рассуждения уч-ся)
Перед нами раскрываются новые виды ДПИ, новые возможности и идеи для вашего
творческого проекта. Необходимость сохранения традиций народного творчества в
современных условиях требует их адаптации
или видению по-новому. Приведу слова писателя Василия Белова «Шагнуть
вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-либо, движение от
ничего или из ничего невозможно». Появляются новые материалы, которые
требуют изменений. Раньше не было вышивки лентами, а была вышивка крестом,
гладью. Новыми технологиями ДПИ можно назвать: коллаж, нетканый гобелен,
вышивку лентами, флористика, нитяную графику (изонить), изделия из соленого теста и природных
материалов (круп, гафрокартон…).
3 этап. Изложение нового материала. Цель этапа: Узнать основные сведения о салфеточной технике, о видах
декорирования и этапах подготовки к нему.
Сегодня на уроке вы начнете знакомство с
еще одним видом прикладного творчества – "декупаж". Это очень
интересная техника. Надеюсь, вам понравится. Так что же такое – декупаж?
Декупаж - это вид прикладного творчества,
представляющий собой технику декорирования разнообразных поверхностей с помощью
нанесения напечатанных полиграфическим способом картинок с последующей
лакировкой полученного изображения для защиты от внешних воздействий. Проще
говоря – это аппликация, но особенная – покрытая лаком, поэтому мастерски
выполненный декупаж, выглядит как роспись и производит на зрителя эффект
нарисованной картины. (слайд №3)
(Работа в тетради) Запишите в тетради определение. «Декупаж» –
французкое слово, означает «вырезать». (слайд
№4)
Из истории
Декупаж как
форма искусства возник в Венеции 300 лет назад. Считается, что XVII век стал
самым благоприятным для развития техники декупажа и других рукоделий с
использованием бумаги. В разные времена декупаж был известен под различными
названиями. Итальянцы называли его искусством для бедных. Французы – глазурь
для бедняков. Декупаж стал развлечением для гостей. У любой дамы на столике для
рукоделия можно было обнаружить пару маленьких ножниц для того, чтобы вырезать
картинки для украшения альбомов. В России интерес творческих людей к декупажу начал проявляться
не так давно.
Историю
развития декупажа вы изучите самостоятельно на моей страничке облачного
сервиса. Для этого вам надо будет
открыть документ под название историческая справка, прочитать его и в конце
ответить на 3 вопроса. Это будет вашим домашним заданием.
А теперь давайте изучим эту технику
более подробно. Что такое декорирование предмета? (всякое художественное
украшение предмета или помещения, легкий и приятный способ сделать домашний
очаг уютнее и красивее).
Какие предметы можно декорировать?
(посуду, мебель, бытовую технику, одежду, кухонную утварь, рамки для
фотографий, шкатулки и др.) Декупажем можно оформить практически все, что
подскажет нам наша фантазия: цветочные горшки, вазы, тарелки (декоративные),
стаканы, разделочные доски (деревянные или пластмассовые). Да мало ли что можно
сделать… Главное, что все вещи получатся красивые, эксклюзивные и полезные в
хозяйстве! (слайд №5-6)
Постепенно появились новые технологии
декупажа –«салфеточный декупаж». Декупаж из ткани и на ткани, объемный декупаж
с применением модельной массы. (слайд №7) К тому же появились дополнительные,
не использовавшиеся ранее в декупаже, приемы – золочение, состаривание, кракле
и другие. ( Показ готовых изделий)
Техника
декупажа ещё и очень полезна для вашего развития: она развивает художественный
вкус и фантазию, при вырезании мотивов тренируется мелкая моторика рук, что
помогает тренировать память и внимание, развивать речь!
4 Этап. Первичное
закрепление новых знаний. Цель этапа:
Проверить усвоение новых знаний на уроке.
Давайте
подведем итог нашего разговора. Я напомню вам, что «техника декупажа" - это техника
украшения, декорирования предметов с
помощью вырезанных бумажных мотивов с последующим покрытием лаком. (слайд №8)
·
На поверхностях, из каких материалов может быть
выполнен декупаж? (Стекло, дерево,
металл, ткань, пластмасса, картон).
·
Как с французского языка переводится слово
"декупаж"? (вырезать)
·
Когда появилась техника "Декупаж" и в какой
стране? (17 век Венеция)
·
Что можно украшать в технике "декупаж"?
5. Этап. Вводное инструктирование уч-ся: Цель этапа: Обучение навыкам индивидуальной работы. Развитие творческого отношения к работе.
Для работы используются: (слайд №9)
1.
Основа – предмет, который декорируется.
2.
Декупажные карты. Вместо декупажных карт так же можно использовать рисовую
бумагу. Салфетки для Декупажа. Из
трехслойной салфетки в декупаже используется только один самый верхний цветной
слой. Этот тонкий слой накладывают на поверхность заготовки и наносят мягкой
кистью средство для декупажа.
5.
Самые необходимые инструменты для декупажа - очень острые небольшие ножницы
(маникюрные, медицинские, специальные ножницы для ришелье и гобеленов).
6.
Кисти - удобно использовать плоскую синтетическую кисть шириной 1-
7.
Если рисунок на салфетках слишком мелок и тонок для вырезания, то вырезаются
крупные элементы, а мелкие дорисовываются акриловыми красками (можно
использовать гуашь).
8.
Для приклеивания вырезанных элементов к основе используется:
-
спец. клей для декупажа (или клей ПВА разбавленный 1/2).
9.
Для конечного завершения работы используется акриловый лак. Есть специальные
художественные лаки.
Во время практической работы не
забывайте о технике безопасности при работе с ножницами, клеем. Инструкционная
карта находится у вас в рабочих тетрадях на стр .3
Техника безопасности при работе с
ножницами
1. Храните ножницы в указанном месте в
определённом положении.
2. При работе внимательно следите за
направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с
ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5.
Не оставляйте ножницы с открытыми
лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами
вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой
рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеем
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Наноси клей на поверхность изделия только
кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук,
лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно
промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы обязательно вымыть руки
и кисть.
6. При работе с клеем пользуйтесь перчатками и
салфеткой.
6 этап. Практическая часть.
Сегодня
мы с вами создадим сувенир «Подкова на счастье» с использованием техники
«декупаж» Наша работа будет строиться из двух этапов. 1-Разработка эскиза
сувенира. 2. Выполнение сувенира по задуманному эскизу. Ознакомьтесь с инструкционной картой на стр.4.
Изучите текст. У кого какие вопросы по
порядку работы? Давайте выделим основные моменты первого этапа.
Порядок выполнения работы:
1 этап:
1.Занять место на ПК.
2. Выйти на личную страничку в «облачном» сервисе Googl – далее-«Мой диск»- далее- «Доступные мне» -далее- открыть
презентацию «Декупаж».
3. На выбранном слайде, используя элементы аппликации
составить( путем перетаскивания мышкой) композицию на подкове.
4. Сохранить изменения на слайде.
5. После анализа и корректировки эскиза учителем, можно
приступать к следующему этапу.
2 этап:
1. Повторить технику безопасности при работе с ножницами,
клеем.
2. Выбрать элементы
из салфетки для композиции
3. На выбранное место основы приложить вырезанную
картинку.
4. Кистью нанести клей на лицевую сторону приложенной
картинки, двигаясь от центра к краям.
5. Выполнить отделку изделия используя дополнительные
материалы: бисер, краски, холст, бисер.
6. Сушка изделия
Учащиеся, основываясь на инструкционную
карту и собственный эскиз, оформляют изделие.
7 этап.
Выставка и анализ готовых изделий.
Сегодня
у нас был праздник творчества и мастерства! Получились очень интересные работы.
Они могут быть подарками для ваших близких и родных. Совершенно не важно,
оставите вы подкову себе или подарите её друзьям, родственникам, в качестве знака уважения и внимания.
Подкова - прекрасный подарок любому человеку, потому что выражает пожелания
счастья и благополучия. Чем больше вокруг нас будет счастливых людей, тем лучше,
добрее и теплее станут наш мир и наша жизнь.
Как правильно вешать подкову? В России
с давних времён принято придерживаться такой традиции: внутри дома подкова
вешается ветвями вверх (олицетворяет собой чашу, которая будет привлекать в дом
богатство), а снаружи, например, над крыльцом – ветвями вниз (вся негативная
энергия дома будет задерживаться на ней и стекать вниз, на землю).
Когда
человек вешает подкову, он должен перед этим за обе ветви руками взяться и
сказать:
Как подкову на дверь прибиваю,
Так себя и дом от всякой беды ограждаю,
Всё плохое за порог выгоняю,
Любовь, радость в дом привлекаю!
Каждый из вас сделал маленький талисман
счастья, а в итоге у нас одно большое счастье на всех.
8 этап. Рефлексия. Давайте с вами подведем итог нашего занятия.
Как вы себя чувствовали на занятие, комфортно ли вам было? Выскажитесь каждый,
одним словом. Давайте начнем с меня. Мне было интересно с вами работать, у вас
получились отличные работы …………
Уборка
рабочих мест. Урок закончен, спасибо
всем!