Разработала: Храмушина С.Е.-учитель технологии МОБУ «Кемлянская СОШ»

 

 

Мастер-класс.

«Этнокультура в проектах учащихся: национальная вышивка по сетке - перевить»

 

Будем внимательно, добросовестно изучать старое,

 чтобы еще лучше познать новое.

 

 (К.С.Станиславский)

 

           Приобщить молодежь к культуре своего  народа через мордовскую вышивку - такая задача стоит передо мной. Ведь уроки технологии предоставляют большие возможности для воспитания любви к малой родине, пробуждения  познавательного интереса к истории родного края.

            Как учитель технологии я должна дать каждой девочке первоначальные умения и навыки определенного вида декоративно-прикладного искусства. В будущем девочка сама решит: заниматься этим ремеслом дальше или нет. Но приобретенный навык останется с ней на всю жизнь и обязательно пригодится.

           Дети любой национальности с удовольствием занимаются вышивкой. От них требуется только желание и терпение, а от меня – профессионализм и мудрость.

 

          Вышивка народов центральной части Среднего Поволжья (чувашей, русских, мари, мордва, удмуртов, татар) отличается ярким национальным своеобразием, богатством технических приемов и цветовых решений. В зависимости от местных условий, особенностей быта, природы и обычаев рождались приемы вышивки, мотивы узоров, их композиционное построение.

          В нашей республике основными занятиями женщин всегда были ткачество и вышивание. Искусству вышивания мордовских девочек начинали обучать с 6-7-летнего возраста. Став мастерицами, они готовили себе приданое, а выйдя замуж, обязаны были обеспечивать семью всеми видами одежды. Женщины возделывали лен и коноплю, обрабатывали их, пряли и ткали, шили необходимые предметы, украшали многочисленными узорами.

          Старинный орнамент – это чаще всего геометризированные узоры в форме крестов, треугольников, ромбов, косых крестов, прямоугольников, зигзагов, полос. Они сочетались со стилизованными фигурами людей, птиц, животных, древа жизни, которые имели бесконечно разнообразные формы и выполнялись на рубашках, свадебных платках, покрывалах невесты, жениховых платках и других изделиях.

          Особенностью мордовской, марийской и удмуртской вышивки является заполнение узора геометрическими фигурами, которые образуют плотную ковровую поверхность с небольшими просветами фона. Узоры выполняют двухсторонними швами, преимущественно красными, темно-коричневыми и темно-синими нитками.  В старину следили, чтобы каждый шов и узор применяли по назначению. Со временем смысловое значение орнамента утратилось, а для вышивальщиц главной стала декоративная сторона. Но кое-какие отзвуки старины дошли до наших дней.

       Характерной особенностью мордовской народной вышивки является то, что швы выполняются счетными приемами шитья. Учитывается структура ткани, т.е. выполнение стежков производится строго по счету ниток утка и основы. Основой этого вида вышивки является сетка, на которую наносится рисунок.

 

Изучим этапы вышивки по сетке – перевить.

 

        Закрепление нитки на ткани

       При вышивании никогда не делают узлов. Нитку закрепляют на целой ткани в основном тремя способами.

       1. Нитку закрепляют несколькими мелкими стежками в том месте, которое в дальнейшем закроется вышивкой. 2. Делают первый стежок швом «вперед иголку», не вытягивая нитку из ткани до конца, оставшийся маленький кончик нитки пришивают одним стежком и отрезают конец нитки, а потом это место закрывают вышивкой. 3. Самый простой способ: нитку складывают вдвое, сложенные вместе концы продевают в ушко иголки и делают первый стежок; не вытягивая нитку из ткани до конца, пропускают в образовавшуюся петлю рабочую нитку и затягивают ее, вкалывая иголку в ткань. Место закрепления нитки остается совсем незаметным.

       Заканчивая вышивку, надо рабочую нитку пропустить мелкими стежками под рисунок.

        В мережках нитку закрепляют следующим образом: для первого стежка иглу пропускают в продернутую полоску ткани между нитей будущего столбика и вкалывают в материал за 2—3 нити от края мережки, кладут рабочую нитку петлей справа налево, подхватывая на иглу 4 нити мережки и затягивают петлю. Для прочности на этом же месте делают вторую петлю.

        В строчевой работе для закрепления нитки без узла прошивают швом «вперед иголкой» по незашитым столбикам сетки; эти столбики в дальнейшем обовьются и закроются вышивкой.

 

        Выполнение строчки перевить делятся на четыре этапа:

 1) продержка нитей из ткани,

 2) обвив полученной сетки,

 3) обметка края строчевого мотива,

 4) нанесение узора на перевитую сетку.

 

        1. Продержка нитей из ткани. Для того чтобы приступить к продергиванию нитей из ткани, вначале намечают местоположение и размер мотива, который может быть в виде квадрата или прямоугольника. Для этого швом вперед иголку прометывают намеченный контур вышивки строчевого мотива. Затем по намеченному краю выдергивают из ткани одну нитку по основе и одну нитку по утку. После этого приступают к отсчету нитей, которые должны быть удалены из ткани. В зависимости от характера вышивки и структуры тканей продержка нитей для сетки имеет две разновидности: в одну сторону и в две стороны.

 

На ткани проколом иглы намечают границы мотива вышивки. В вершине одного из углов подрезают нить утка и основы, их осторожно натягивают и подрезают в других отмеченных точках, затем подрезанные нити выдергивают со всех четырех сторон.

По выдернутым нитям набирают на иголку с цветной ниткой нити основы и утка. В каждом ряду сетки берут такое количество нитей по основе и утку, чтобы клетки сетки получились строго квадратной формы. Нити, набранные на рабочую нитку, осторожно подрезают и выдергивают. Первой в каждой полоске выдергивается средняя нить; когда она выдернута, соседние с ней выдергиваются без затруднений, попарно. Это ускоряет работу. Около края сетки выдергивают на одну-две нити меньше, чтобы при обметке края петельным швом не увеличилась крайняя клетка. Подготовленную сетку запяливают в пяльцы и обвивают.

 

2. Обвив сетки. Когда сетка готова, ткань затягивают в пяльцы для обвива е столбиков. Для белой строчки обвив столбиков сетки, делается тонкой белой катушечной ниткой №40 или 50. Для того чтобы избежать искажения узора при стирке, обвив сетки производится по диагонали. Укрепив рабочую нитку с изнанки ткани у первого столбика нижнего левого угла, обвивают его, пройдя под местом скрещивания горизонтальных и вертикальных линий клетки. Затем переходят к боковому столбику налево. Перевив его рабочую нитку, переводят по ткани к следующему ряду наверх. Подхватив горизонтальный столбик, спускаются вниз, обвивая поочередно горизонтальные и вертикальные столбики до нижнего края. Затем рабочую нитку начинают по диагонали поднимать вверх налево с поочередным обвивом вертикальных и горизонтальных столбиков. Так же перевивают все столбики сетки.

Перевитую и обметанную по краям сетку заполняют различными строчевыми разделками: одинарной штопкой, паутинкой, настилом.

Рисунок-узор наносят на сетку по счету клеточек. Иногда по сетке вышивается рисунок с свободным контуром, не по счету клеток. Контур такого рисунка сначала наносят на кальку тушью, затем прикалывают или приметывают под строчевую сетку и рабочей ниткой наносят на сетку контур швом «вперед иголку».

Можно также кальку с рисунком приметать сверху на строчевую сетку и прошить по ней контур швом «вперед иголку». Когда контур обшит, кальку срывают, делают контур широкий (4—5 миллиметров) и заполняют фигуры орнамента разделками, по счету клеток сетки.

 

     ( Работа в малых  группах).

 

        Декоративно-прикладное искусство – самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип: воспитывать детей на близком, родном искусстве того края, где живет человек.  Мордовский край  богат различными художественными промыслами, в том числе и вышивкой. В ней наиболее широко и масштабно реализованы его таланты. Причина моего особого внимания к этой области народного творчества связана с тем, что она является одним из древних и распространенных способов орнаментации тканей. В настоящее время вышивка хотя и  потеряла свое первоначальное значение, но еще продолжает жить в народе, служит эталоном красоты,  а также украшением народного костюма. Надо стараться передавать интерес к вышивке из поколения в поколение и гордиться ею как большой ценностью, созданной нашими предками.